«Не терять себя и не терять друзей». Митрополит Иоанн — о ещё одном результате СВО, «солёных огурцах» и реальной причине отмены концерта Shaman в Белгороде
Про математику и творчество
— Исследования квантового поля, квантовой механики и многих других направлений сегодня позволяют уже математически описывать состояние мира ...
Золотое сечение, музыка, архитектура, живопись — всё это математика. Недаром именно пифагорейская школа положила в основу своего учения числовую гармонию мира. Пифагор создал нотный стан, определил ступени, описал взаимодействия между звуками. Золотое сечение присутствует и в художественных произведениях, и в музыке, и в поэзии — это рациональное объяснение того, как устроен наш мир .
Золотое сечение характерно не только для Леонардо да Винчи и других мастеров кисти. Оно присутствует и у выдающихся поэтов, и у композиторов, и даже в драматургии. Мне однажды один драматург рассказывал, что у него долго не получалась пьеса. И тогда он просто подсчитал количество слов в чеховских «Трёх сёстрах», посмотрел, как они распределены по действиям, и воспроизвёл эту структуру в своей работе. И пьесу приняли на ура.
То есть математический подход к творчеству работает .
Здесь и далее фото Арсения Клюйко, пресс-служба Белгородской митрополии
Про искусственный интеллект и его восприятие священниками
— Сегодня подобные принципы уже усвоены искусственным интеллектом: всё можно перевести в алгоритмы, создать модели, формулы. Совсем недавно на съезде духовенства мы обсуждали вопросы, связанные с развитием искусственного интеллекта. В итоговом документе мы специально подчеркнули: нельзя впадать в технофобию — нельзя просто взять и запретить технический прогресс. Это невозможно. Человечество уже пошло по этому пути.
Но здесь возникает главный вопрос — вопрос нравственности разработчика. Сам по себе искусственный интеллект нейтрален. Как скальпель в руках хирурга: им можно исцелить, а можно нанести смертельную рану.
Мы подчеркнули: искусственный интеллект никогда не сможет вступить в связь с Богом , потому что у него нет души. Человек сотворён по образу и подобию Божию, а искусственный интеллект — по образу и подобию своего создателя. И он несёт в себе всё то, что есть внутри этого человека, в том числе и тьму.
Отсюда возникает необходимость повышения ответственности тех, кто закладывает основы и алгоритмы искусственного интеллекта. И ещё один принципиальный момент — нельзя перекладывать человеческую ответственность на машину.
Это искушение старо как мир. Ещё в раю Бог спрашивает Адама: «Кто ел от древа познания добра и зла?», и Адам отвечает: «Жена, которую Ты мне дал...» — он перекладывает ответственность. Ева говорит: «Змей искусил меня». В итоге наказаны все.
Этот механизм — перекладывание ответственности — мы видим и сегодня. Ярые противники искусственного интеллекта часто хотят свалить всё на машину, забывая, что машину создаёт человек. И здесь есть реальная опасность: появление некоего «злого гения», который создаст систему, способную управлять другими системами. Когда одни алгоритмы начнут перепрограммировать другие — это уже реальная угроза, и об этом необходимо говорить всерьёз.
Почему я всё это говорю? Потому что здесь уместно вспомнить социологический образ — эффект солёного огурца. В чём его суть? Свежий огурец, сорванный с грядки, остаётся свежим до тех пор, пока его не поместят в банку с солёными огурцами. Он может думать, что он свежий, но среда уже делает своё дело — он становится солёным. То же самое происходит и с человеком. Среда формирует его.
Про музыку и музыкантов
— Мы сегодня говорили о музыке — о тритонах, которые называли «дьявольской музыкой» ещё в XVIII–XIX веках, а затем они спокойно перекочевали в тяжёлый рок. Мы знаем примеры, как музыканты, увлекаясь подобными экспериментами, теряли внутреннюю опору. Джордж Харрисон ушёл в кришнаизм, у Джона Леннона после распада Beatles возникли серьёзные духовные перекосы.
Когда Beatles приехали в США и Леннон заявил в интервью: «А кто такой Иисус Христос? Нас знают все, а Его — мало кто», он забыл, что США — глубоко религиозная страна. Итог был закономерен: провальные концерты, пустые залы. Вот как на этого, на Shaman, у нас не купили билеты. Там сказали, что [ ВСУ готовились атаковать концертный зал]. А, ну извините, я не буду продолжать... (про концерт Шамана митрополит рассказал с улыбкой на лице, поэтому неизвестно, было ли это заявление шуткой или нет, но мы привели его фразу полностью — прим. Ф.).
Среда оказалась другой.
После Французской революции, в эпоху студенческих протестов и движения хиппи, происходили процессы, которые могли разрушить общество. Эти движения едва не перекинулись и в Советский Союз. И тогда, на мой взгляд, было найдено гениальное решение: в качестве альтернативы создали конкурс и появились такие коллективы, как группа «Цветы». Оскар Фельцман написал песню «Есть глаза у цветов» на стихи Гамзатова, и это стало основой нового культурного проекта.
Появились Лев Лещенко, Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха — они утверждали другую культуру. До этого звучали в основном лозунговые песни, а здесь впервые заговорили о любви. Это стало мощной защитой культуры от разрушительных вольнодумий, порождённых радикальным антропоцентризмом.
Про ещё один результат СВО
— Сегодня самая страшная угроза для общества — автоматизация, разъединяющая человека с человеком . По каким бы признакам это ни происходило. И, как ни парадоксально, СВО сыграла в этом смысле положительную роль: мы снова начали ценить жизнь, стали ближе друг к другу.
Да, это страшное и кровавое горнило. Но мы проходим его, избегая той атомизации, которая расчленила общество, например, во Франции. Достаточно вспомнить, что было показано на открытии Олимпиады [во Франции] — откровенное глумление над религиозными чувствами. Это одна из причин, почему сегодня Европа вызывает отторжение у многих народов — мусульманского мира, арабского мира, да и не только.
Когда достоинство человека, как образа и подобия Божия, низводится до животного состояния — это страшно. Когда свободу понимают не как свободу во Христе, а как свободу от Христа, от заповедей, когда удовольствие становится высшей ценностью и допускается любым путём — человек опускается на уровень животного.
И это, кстати, худшее прочтение Дарвина. Сам Дарвин был религиозным человеком, но его почти никто не читал в оригинале. Мы знаем его через пересказы и интерпретации. Между тем идея эволюции присутствует уже в книге Бытия: «Да произрастит земля...» — сила развития заложена Богом в саму природу.
Возвращаясь к эффекту солёного огурца: какую среду мы создаём? Банка — это наше общество. Чем она будет «подсолена»? Какие пряности туда добавят?
Любой человек, попадая в эту среду, впитывает её свойства. Сегодня у нас сформировалась среда общественного договора: мы доверяем власти ради единства, но при этом необходим нравственный общественный контроль. Политический контроль опасен, а нравственный — необходим и неизбежен.
Если человек говорит одно, делает другое, а транслирует третье — мы воспитываем общество социальной шизофрении. Это страшно.
Про задачу митрополичьей гостиной
— Поэтому всё то, что мы с вами сегодня имеем, необходимо постоянно развивать . Эта гостиная — как закваска. Чтобы тесто стало хлебом, нужна закваска. И здесь она есть.
Каждый разговор, каждая встреча с писателем, музыкантом, мыслителем наполняет нас. «Стяжи дух мирен — и вокруг тебя спасутся тысячи» . Всё начинается с внутреннего духовного просвещения.
В эти дни, когда мы идём к Вифлеемским яслям, когда тянемся к Свету, важно хранить в себе мир, делиться им, не бояться жизни, принимать её такой, какая она есть, не выстраивать тяжёлые конструкции фантазий. Потому что фантазии — это мир воспоминаний и иллюзий, который рождает чудовищ. Мы чаще всего страдаем не от реальности, а от того, что сами себе придумали. А когда сталкиваемся с жизнью, начинаем искать виноватых.
Поэтому, возлюбленные о Господе, будем избегать этого состояния. Будем помнить, что дверь открыта — не надо стучаться в стену...
***
— Новый год всегда важно встречать с благодарением: за то, что ты дожил до него, за всё прожитое. И так же важно — прощать. Прощать всё, что было в уходящем году, в 2025-м, чтобы обновиться. В этом и есть задача нового года — обновление. Мы говорим: «С Новым годом, с новым счастьем». Но счастье ведь не бывает «новым» или «старым» — оно либо есть, либо его нет. Для человека счастье — это участие в небесной жизни.
Поэтому мне хотелось бы пожелать всем нам мирного благодушия, чтобы мы вошли в новолетие благости Божией с внутренним миром. Очень важно уметь давать внутреннюю оценку происходящему — и тому, что происходит внутри нас, и тому, что происходит вокруг.
Мы видим, как сегодня мир буквально захлёбывается злобой, бесконечными разбирательствами: кто прав, кто виноват. Но по большому счёту все оказываются неправы, потому что не умеют слушать другого человека . В этом корень проблемы. Никто не хочет проявлять смирение, любовь, терпение.
Это связано с тем, что Христа постепенно изгоняют из жизни. Все говорят о законе, но один лишь закон не спасает. Закон указывает на грех, но не исцеляет. Спасает благодать Христова. Чтобы приблизиться ко Христу, нужно иное состояние души.
article-23557
Мы должны научиться оценивать происходящее не по заголовкам газет и не по последним новостям
В этом хаосе человеку трудно удержаться, поэтому так важен внутренний стержень , который оберегает нас от разрушения. Очень сложно сохранить своё достоинство, свою личность, потому что часто удобнее «раствориться», не высовываться, быть как все. Но именно терпение и любовь дают человеку настоящую силу и наполняют общение смыслом.
Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен — и вокруг тебя спасутся тысячи». Эти слова обращены к каждому человеку. В этом и состоит задача Церкви — обращение к личности.
Мы говорили об этом на съезде: сегодня происходит десакрализация всего — власти, Церкви, смыслов. Церковь всё чаще воспринимают как сферу услуг: «заплатил — помолились — всё решилось». Это страшная ситуация, потому что она означает потерю смыслов. Люди уже не помнят, зачем начался тот или иной спор, но продолжают идти по этому пути.
Это трагедия — не только отдельных людей, но и всей планеты. То, что сегодня происходит в мире, трудно даже представить. Иногда возникает ощущение, что человечество будет заменено. Вопрос лишь в том — когда. И приближаем ли мы этот день или, наоборот, отдаляем — зависит от нашего нравственного состояния, от того, какой внутренний сигнал мы посылаем в общее пространство человечества .
Вернадский называл это ноосферой — глобальным человеческим разумом, окружающим планету. Именно поэтому в разные эпохи и в разных точках мира люди, не сговариваясь, приходили к одним и тем же открытиям, создавали похожую музыку, формулировали сходные идеи. В религии это действие Святого Духа, а в науке — проявление общих законов бытия.
От всего сердца хочу пожелать вам не терять себя и не терять друзей. Несмотря на все трудности и испытания. В этом мире невозможно прожить без искушений — дьявол постоянно стремится разделить людей. Так называемые «гуманистические» идеи, взятые без Бога, не защищают человека, а превращают каждого в «центр вселенной», навязывающего своё мнение другим. Несогласие тут же клеймится ярлыками.
Чтобы избежать этого, нужен бесстрастный арбитр, и таким арбитром является Господь. Он взирает на сердце человека, и для Него не важно, кто перед Ним — нобелевский лауреат или пастух. Святость — это не общественное признание, а близость к Богу. Истинная свобода — это не вседозволенность, а познание истины, жизнь со Христом. Не свобода от заповедей, а свобода во Христе.
В новолетие благости Божией мы молимся о мире, о вразумлении тех, от кого он зависит. Очень сложно договориться, когда люди изначально настроены на разделение. Но да поможет нам Господь преодолеть это. От всей души желаю всем нам благоговейного Рождества — как открытия Бога, как встречи со Христом, пришедшим ради нашего спасения...