«Репортер» делится впечатлениями о фестивале «Дзержинск поет Высоцкого»
26 января во Дворце культуры химиков состоялся десятый по счету Всероссийский фестиваль «Дзержинск поет Высоцкого». В первом отделении фестивального концерта выступили самодеятельные артисты. Во втором на сцену вышли профессиональные столичные актеры.
Не сидел, не плавал, не воевал
Творчество Владимира Высоцкого давно признано на официальном уровне как бессмертная классика бардовской песни. Сам Владимир Семенович не любил, когда его называли бардом. По своей природе Высоцкий, конечно, никакой не бард. Он, прежде всего, поэт и актер, играющий под гитару все новые и новые актерские этюды. Влезать в шкуру чужого человека – это профессия Высоцкого и он ею виртуозно владел. По крайней мере, с гитарой на сцене (некоторые считают, что актер Высоцкий плохо умел перевоплощаться и играл всегда самого себя). Но это в кино и в театре.
Песни – отдельная история. Владимир Семенович в своих песнях то «московский озорной гуляка» и приблатненный обитатель столичных подворотен, то воин, то спортсмен, то жеребец-иноходец, а то и боевой самолет («Я – Як-истребитель»).
Высоцкий тысячу раз на концертах объяснял своим слушателям: «если я говорю в песне «Я», это еще не, значит, что я пою от своего имени». Бесполезно! Его все равно считали уголовником, ветераном ВОВ, альпинистом и много еще кем. Помню, в начале 80-х, сразу после смерти Высоцкого в народе долго ходила легенда, что он сидел. Пусть даже не в «настоящей тюрьме», а под домашним арестом, но сидел. Не мог не сидеть! Вот она, волшебная сила искусства!
Один в один или…?
Фестивальный концерт в целом произвел благоприятное впечатление. Спеть песни Высоцкого лучше его самого (или, даже на одном уровне) не может никто. Но можно исполнить всенародные хиты иначе: в другой манере, аранжировке и тональности. Поэтому всех конкурсантов фестиваля я бы условно разделила на две части. Одни пытались воспроизвести до мелочей интонацию великого шансонье, спеть, как сейчас принято говорить, один в один. Другие отталкивались от Высоцкого и делали что-то свое, отличное от канона. У каждого подхода есть свои плюсы и минусы.
Завсегдатай фестиваля, москвич Игорь Криволуцкий исполнил «Дорожную историю» в стилистике оригинала.
Нижегородцы Евгений Моренов («Бал-маскарад») и Фрол Павловский («Песня бегуна на короткие дистанции...») пошли по привычному пути – спеть максимально похоже на оригинал.
Когда на сцену вышел Петр Галич, у меня внутри похолодело. У микрофона стоял больной человек – это было видно невооруженным глазом. Однако нездоровый на вид Галич так здорово исполнил «Песню автозавистника», сыграв как настоящий актер песенную миниатюру о человеческой зависти, что я про себя воскликнула: «Вот так и надо! Петь, преодолевая себя!» Высоцкий, думаю, такое отношение к жизни Петра Галича обязательно одобрил.
Решетихинские бабушки
Группа «Sanskrit» исполнила песню «На братских могилах», которой Владимир Семенович чаще всего открывал свои выступления. Вокал, гитара и… виолончель: необычное сочетание.
А вот следующие участники фестиваля смогли реально удивить даже такую неистовую поклонницу творчества Высоцкого со стажем, как ваша покорная слуга. Народный хор русской песни «Дубравушка» ДК имени Луначарского из поселка Решетиха. Суровые бабушки в сарафанах и кокошниках душевно исполнили под баян песню из военного цикла «Так случилось – мужчины ушли». Сказать, что зрители удивились – ничего не сказать. Часть аудитории заулыбалась (и не все – по-доброму). Мелькнула шальная мысль: «Высоцкий, наверное, сейчас в гробу переворачивается». Но бабушки приосанились и запели. Выводили слова так убедительно, что скептические улыбки в зале постепенно исчезли. В общем, браво, «Дубравушка»!
Один из вдохновителей фестиваля, депутат городской думы Виктор Романов исполнил на пару с Сергеем Асяевым «Лирическую» («Здесь лапы у елей дрожат на ветру»). Сергей Асяев – участник клубного формирования «Надежда» Дворца культуры химиков. Человек с ограниченными возможностями здоровья. Как и Петр Галич преодолел себя, выйдя на сцену.
Девичий ансамбль вокального проекта «Серебряный голос» (Насекина Юлия, Дидова Анастасия, Романовна Дарья, Захарова Анастасия, руководитель Олеся Вайцицкая) душевно исполнили с разложением голосов песню «Беда», которую Владимир Семенович написал для своей жены Марины Влади.
Самый юный участник фестиваля – Глеб Баринов из Нижнего Новгорода – порадовал зрителей «Балладой о борьбе». Временами Глеб от волнения откровенно не попадал в ноты. Но, учитывая нежный возраст исполнителя, дзержинская публика, похоже, простила юному дарованию его вокальные огрехи.
Где деньги, Зин?
Мне больше всего понравилось выступление вокального дуэта Дмитрия Мидони и Анастасии Захаровой. Известную песню «Дом хрустальный» Дмитрий и Анастасия представили в необычной рок-аранжировке, видоизменив изначальную тональность и музыкальную гармонию. Спели привычный хит Владимира Семеновича очень свежо и необычно! Браво, Дмитрий и Анастасия!
Участники студий Дворца культуры химиков «Гитарная пристань» и молодежного театра «Призма» Ольга Канцерова и Евгения Любимова трогательно исполнили шуточного «Жирафа». Но больше всего зрительских аплодисментов, похоже, сорвали Елена Калабина и Глеб Супруненко из молодежного театра «Призма». «Диалог у телевизора» они не спели, а, скорее, блестяще разыграли сценку в антураже 70-х годов с неизменным ковром на стене, бигудях на голове Зины и майкой-алкоголичкой на теле Вани.
А чем болтать — взяла бы, Зин,
В антракт сгоняла б в магазин.
Что, не пойдешь? Ну, я – один.
Подвинься, Зин!
В финале первого отделения Анна Копейкина исполнила «Спасите, наши души», посвятив песню, тем, кто сейчас «за ленточкой». А потом участники фестиваля вместе со зрительным залом спели цыганский суперхит «Эх раз, еще раз».
Как настоящий
Второе отделение концерта было отдано артистам московского Губернского театра Елене Мининой и Игорю Карташову. Москвичи представили литературно-драматическую композицию о жизни Высоцкого.
Елена сильным голосом исполнила совсем не женскую балладу «Кони привередливые».
У Игоря Карташова тембр голоса оказался очень похож на тот, который был у Владимира Семеновича. Временами казалось, что человек в кепке на сцене… и есть всенародно любимый Владимир Высоцкий.
Игорь рассказал, что спектакль идет в губернском театре четыре часа и пользуется большой популярностью. А в репертуаре он появился во многом благодаря тому, что руководитель театра Сергей Безруков в свое время сыграл Высоцкого в фильме «Спасибо, что живой».
Марина ФЕДОРОВА.
Фото автора.