«Такое случилось впервые за всю историю футбола СССР, России, мира». Гневное интервью тренера РПЛ после отставки
Поговорили с Дмитрием Пятибратовым.
После пятого поражения подряд — 0:5 от «Краснодара» — «Факел» покинул главный тренер Дмитрий Пятибратов. В третий раз за четыре последних сезона в РПЛ воронежцы меняют тренера в самой концовке чемпионата — и всякий раз встряска спасала команду от вылета. Собственно, Пятибратова уже меняли после 25-го тура сезона-22/23 на Вадима Евсеева. Сейчас «Факел» с 14 очками занимает предпоследнее место, до зоны стыков — пять очков, до финиша чемпионата — восемь туров.
Кроме «Краснодара», весной «Факел» уступил прямым конкурентам в борьбе за выживание — «Химкам» и «Оренбургу». В матчах с «Зенитом» (омраченном расистским скандалом) и «Оренбургом» судьи удаляли игроков «Факела» — соответственно Якимова и Мертенса — и оба решения признавались ошибочными.
Вскоре после того, как Пятибратов подал в отставку, с тренером связался корреспондент Sport24 Андрей Бабич.
«Должны соревноваться в честной борьбе»
— Решение покинуть «Факел» созрело после матча с «Краснодаром»? Или мысли появились раньше?
— Когда приходили в «Факел», прекрасно понимали, с чем придется столкнуться. Каждый год команда борется за выживание. У «Факела» ограниченные ресурсы, самый маленький бюджет в РПЛ, совокупное мастерство игроков не самое высокое. Всякий раз — сложная ситуация. Я думал, как помочь клубу.
Первый тайм с «Краснодаром» был равным. Но когда счет становится 0:5, и ты думаешь, как быть дальше… Винить игроков не буду, я не такой человек. С себя ответственность не снимаю. Единственное, что добавлю: мы должны соревноваться в честной борьбе. А «Факел» дважды играл в меньшинстве больше половины матча. Ребята читают же прессу, и когда команда терпит несправедливые поражения, это сказывается. Тяжело было выводить игроков из такого состояния. «Факел» несправедливо пострадал.
— Сложнее всего из вашей команды пришлось Божину.
— Давление на него было колоссальное. Как думаете, насколько тяжело было Сергею, если уже в следующем матче в добавленное время он забивает в свои ворота? Это было случайно? Возможно. А, может быть, и не случайно. Психологически тяжело было парню. Божин не хотел никого оскорбить, это были обычные эмоции, не переходящие на личности.
— Расскажите подробнее о разговоре с Семаком после матча с «Зенитом».
— Мы оба признали, что в его высказываниях (Семака) не было намерений обидеть игрока на почве расизма («Омрачило поведение болельщиков: уханье, обзывание футболистов макаками. Даже один из игроков изображал макаку на поле», — цитата Семака после матча в Воронеже. — Sport24). Решили быстро эту историю забыть и продолжить работу на благо российского футбола.
— Семак принес извинения?
— Не буду об этом говорить. Но разговор был конструктивным. Мы друг друга услышали и договорились больше эту тему не поднимать. Наоборот, хотели больше говорить о футболе, а не о взрывоопасных ситуациях.
«Не могу повлиять на решение арбитров, а они влияют на судьбу тренера»
— Решение об отставке приняли лично вы?
— Да, это мое решение. Нужно было как-то реагировать на ситуацию. Последние результаты наводили на мысль: надо что-то поменять.
Старались, работали, но судейские ошибки, которые были в последних матчах против «Факела», повлияли на результат. Хотел бы, чтобы на эту ситуацию обратили внимание специалисты. Два матча «Факел» играл в неравных составах. Впервые за всю историю российского, советского и мирового футбола судьи в двух турах подряд удаляют футболистов одной команды, и потом их действия признаются ошибочными.
— Проблема только в судействе? Или были ошибки и в вашей работе?
— Можно найти ошибки в работе любого тренера. Давайте говорить по факту: команда организована, мало пропускала, не считая матча с «Краснодаром». Всего лишь шесть команд пропустили меньше нас. У нас была дисциплина, но не хватало немного мастерства в атаке. За мастерство надо платить большие деньги. К сожалению, «Факел» не может себе это позволить.
— Еще и Марков ушел в «Урал».
— А это лучший бомбардир команды. К тому же Роман Гурамович [Асхабадзе, гендиректор «Факела»] уже говорил, что у нас сорвалось несколько трансферов на вход.
Евгений Марков
Свою работу оцениваю достойно. Выровняли положение перед новым годом, были агрессивны, набирали очки (к перерыву «Факел» шел 14-м с 14 очками, на одно опережая «Ахмат» и на шесть — «Оренбург». — Sport24). Мы проиграли «Краснодару», а до этого «Зениту» и ЦСКА. И было совсем обидное поражение в Оренбурге, где играли в меньшинстве из-за ошибки судьи. Не могу повлиять на решение арбитров, а они влияют на судьбу тренера. Играли бы мы в равных составах — ситуация была бы другая. Команда не может постоянно тренировать игру в меньшинстве.
— Когда вы объявили руководству «Факела» о решении покинуть клуб, вас уговаривали остаться?
— Не нуждаюсь в том, чтобы меня уговаривали остаться. Мое решение не эмоциональное и направлено на благо клуба. Не могу отвечать за слова и поведение руководителей. Скажу за себя: мы пожали руки и расстаемся в прекрасных человеческих отношениях. Поблагодарил людей за работу — каждый их них сердцем и душой с клубом. Со мной покинул «Факел» Сергей Александрович Первушин, с которым мы вместе пришли из «Чайки». Он внес огромный вклад в развитие команды. Под нашим руководством футболисты показывали достойную игру. А причины того, что не получилось побеждать, я уже называл.
Зимой пришли хорошие игроки, но им нужно время, чтобы адаптироваться к нашим реалиям и российскому футболу. В раздевалке я обнял каждого и пожелал удачи. Мы делали то, что должны были. Моя совесть чиста.
«Происходили вещи, которые тяжело объяснить»
— Верите в теорию заговора: кто-то сверху не хочет видеть «Факел» в РПЛ?
— Не хочу в это верить. Но происходят вещи, которые тяжело объяснить — это точно. Лишить команду поддержки болельщиков из-за того, что кто-то позволил себе неоднозначные высказывания — слишком суровое наказание. Почему тысячи простых людей должны страдать? Все эти факторы влияли и на результат, и на эмоциональное состояние игроков.
— Можете выделить положительные моменты в своей работе в этом сезоне?
— Молодой Ивлев начал играть, парень 2006 года рождения, а никто на это не обращает внимания. По нему уже есть предложение от топ-клуба РПЛ. Самый большой трансфер «Факела» на выход тоже произошел при мне — Марков в «Урал». Он появился в команде в мой прошлый приход, мы его развивали и дали импульс.
— Видите шансы на сохранение в РПЛ у «Факела»?
— Верю в это. Сказал ребятам: «Все в ваших руках». У нас были моменты и с «Краснодаром», и с «Оренбургом». В этих матчах мы были рядом, чтобы набрать очки. Думаю, в очередной раз должно быть место для подвига. Рецепт прост: меньше слов, больше дела. Команда в хорошем физическом состоянии, но внутри надо всем чуть успокоиться и реализовывать моменты.
«Мечтаю о работе в команде, борющейся за медали»
— Какие у вас планы на будущее?
— Тренер всегда готов к любым перипетиям. У меня много энергии. Поступит хорошее предложение — готов сразу же взяться за работу. Вижу плоды своей работы. Тренер отвечает за то, как он работает, за дисциплину на поле, желание игроков, тактический рисунок. Но все-таки, чтобы забивать мячи, для этого нужны исполнители в атаке. Вот вышел против нас Сперцян — со штрафного положил, голевую отдал. Вышел Олусегун — дал движения, азарта и голы. Иметь таких футболистов — дорогого стоит.
— То есть к предложениям открыты?
— А чего мне закрываться? Могу спокойно разговаривать на любую тему, мою работу можно проанализировать. Да, в данный момент не получилось, но у «Факела» есть рисунок игры. До матча с «Краснодаром» нас никто вчистую не переиграл. И команда блестяще готова физически, несмотря на то, что все это время мы работали без тренера по физподготовке. У нас даже датчики не работали в Воронеже: не могли ими пользоваться в связи с обстановкой в стране. Тренировочных занятий «Факел» провел меньше всех в России, потому что дольше восстанавливались из-за сложной логистики.
— Жестко.
— Любой специалист признает: наш штаб работал достойно. Естественно, ошибки были, но не системные. Всегда решает момент, в какую сторону качнется ситуация. Поэтому есть легкая недосказанность. Рассчитывал на большее. Видел: с этой командой можно добиваться результата. Хочу еще раз поблагодарить болельщиков — получил много слов поддержки от них.
— Вы много говорите о необходимости исполнителей высокого уровня. Готовы к вызову в команде, которая борется за медали?
— Конечно, мечтаю о таком. Это нормально. После игры с «Краснодаром» разговаривал с Мурадом Мусаевым. Он сказал: «Дим, хороший первый тайм, нам было сложно. Мы изучали «Факел» — очень организованная команда». Сравните нападение «Краснодара», «Зенита» и «Спартака», где клубы могут позволить себе трансферы по 20 млн евро, и «Факела». Не говорю, что у нас плохо.
В распоряжении «Факела» были хорошие игроки. Я восхищен, например, игрой Володи Ильина. Но разницу делают дорогие игроки, и «Факел» не может соревноваться в этом аспекте. Мы должны брать чем-то другим. Если у тебя нет высококвалифицированных игроков в группе атаки, ты не можешь мечтать вообще ни о чем. Можно биться, сражаться, отдавать всего себя, что футболисты «Факела» и делали, но показать что-то сверхвыдающееся очень сложно.