Блокада Калининграда упрочит развал литовской экономики
Для Литвы русофобия стала главным национальным ресурсом, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров, следствием чего стала блокада Калининградской области.
Литва требует блокады Калининграда
Министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис выступил против уступок РФ по вопросу транзита в Калининградскую область. ЕС после консультаций с Литвой распространил санкции на транзитный режим в данный российский анклав.
«Официальная позиция Литвы заключается в том, что санкции не должны облегчать жизнь России. Они предназначены для ограничения способности эффективно действовать и, таким образом, эффективно вести войну», - заключает Ландсбергис.
На прошлой неделе Ландсбергис утверждал, что распространение санкционного режима на соглашение 2002 года является решением ЕС, которое Вильнюс обязан выполнить, а теперь «перехватил инициативу» и включил в вопрос военно-политический компонент.
ЕС и Литва ввели в отношении Калининградской области режим торгово-экономической блокады – санкции коснулись строительного и промышленного секторов, чем грубо нарушил базовые соглашения, предшествующие вступлению Вильнюса в ЕС.
Ландсбергис утверждает, что РФ не может требовать санкционных уступок и просит ЕС не допустить российской политической победы над санкциями, а это говорит о том, что бывшие партнеры продолжат упорствовать по вопросу Калининграда.
В истории много рисков: проблемы Калининграда чувствительны для РФ, поэтому все это приведет к ужесточению линии Москвы. Второй момент заключается в том, что нарушение соглашения 2002 года разрушит архитектуру безопасности в Балтийском регионе: в этот пакет входило признание Россией границ Литвы и другие документы.
Очевидно и полное отсутствие выгоды для Литвы: литовцы превратили себя во фронтир борьбы с РФ, однако опыт одного находящегося южнее государства говорит о том, что это не лучшее решение, и получат гарантированный урон в экономике.
РФ пока не опубликовала пакет ответных мер, но почти наверняка будет парализована работа литовских дальнобойщиков на нашей территории и перекрыто несколько других направлений. Для депрессивной литовской экономики, где значительная часть населения работает в других государствах ЕС, а инфляция бьет рекорды, это станет страшным ударом.
Есть здесь и риск эффекта домино: Литва после ответных действий РФ может полностью перекрыть железнодорожное и автомобильное сообщение с Калининградской областью, а это уже прямая дорога к усилению конфронтации с Москвой.
Литовцы жертвуют экономикой ради борьбы с РФ
«Прибалтийские политики известны экстравагантностью в высказываниях, а единственным оставшимся у них активом является недальновидная крайняя русофобия, которая обычно бьет по их экономике», - заключает Федоров.
В мае, по данным агентства Fitch, инфляция в Литве достигла 18,5% (выше в еврозоне она только в Эстонии). Ключевой причиной стали рост цен на энергоносители и на услуги, в июле в будут повышены цены на электричество и отопление, после чего инфляция в стране снова вырастет. Fitch прогнозирует средний уровень инфляции в Литве в 2022 году на уровне в 15,9%, но события вокруг Калининграда ухудшат литовские показатели.
Интересно другое: падение экономики Литвы в 2020 году составило 0,1, в Fitch назвали это «примером замечательной устойчивости», но в реальности это говорит о том, что в стране нет серьезного индустриального производства.
Литва представляет собой депрессивный и дотационный регион Евросоюза с отсутствием внятных перспектив развития. Причиной этого является ставка на антироссийскую линию и выполнение геополитических заказов США в Европе.
«Литовцы постоянно апеллируют к американцам, просят военной помощи и пытаются повысить свое военно-политическое значение. Экономика в этих раскладах оставлена на обочине, не просто так прибалтов называют «балтийскими эмиратами». Литовские власти не смотрят на экономическую важность торгово-экономического сотрудничества с Россией и Белоруссией», - резюмирует Федоров.
Вильнюс ради дестабилизации ситуации в Белоруссии в 2020 году обанкротил порт Клайпеды, который после закрытия Игналинской АЭС и советских промышленных предприятий не менее двадцати лет являлся базисом литовской экономики.
Последние события окончательно сместили роль Литвы с транзитного буфера между Россией и Евросоюзом к прифронтовой зоне НАТО.
«Литва в случае ухудшения экономической ситуации рассчитывает на помощь ЕС. Шансов на ведение какой-то самостоятельной политики у Вильнюса становится все меньше. Из-за этого главным национальным ресурсом является русофобия и желание быть аванпостом НАТО на Востоке Европы для сдерживания РФ», - заключает Федоров.
Логика у литовцев негативная и противоречит добрососедским отношениям с РФ.
«Литовцы и другие прибалты не думают о последствиях, они думают, что Запад их спасет, что они находятся под зонтиком НАТО и в колыбели прекрасной Европы, и за все это они жертвуют отношениями с Россией», - констатирует Федоров.
Геополитически это ошибка, но в Литве игнорируют данный факт.