Сотни жителей отдаленного городка в Иркутской области остаются без тепла вторую неделю. Что происходит в замерзающем Бодайбо
В небольшом городе Бодайбо на востоке Иркутской области 30 января произошла коммунальная авария, из-за которой более 1300 жителей остались без воды и отопления. Спустя восемь дней тепло удалось вернуть только в пять домов. Температура воздуха в районе сейчас держится на уровне –25°C.
Что произошло
Температура воздуха в Бодайбо больше месяца была ниже –40°C, в результате замерз магистральный водовод, что привело к остановке четырех котельных. Без тепла и воды остался 141 дом, в котором проживает 1321 человек (все население города, по данным администрации, составляет 11 736 человек), а также две школы — общеобразовательная и коррекционная. В городе объявили режим ЧС локального характера.
«На данную минуту, как доложили коллеги, три из четырех котельных работают в штатном режиме. К теплосетям подключены пять индивидуальных жилых домов», — написал 6 февраля в своем Telegram-канале губернатор Иркутской области Игорь Кобзев. Он сообщил также, что сегодня поедет в Бодайбо вместе с представителями федерального правительства и техническими специалистами.
Накануне в зданиях МУП «Тепловодоканал» и администрации городского поселения прошли обыски, сообщила пресс-служба Следственного управления СКР по Иркутской области. Были изъяты документы по обслуживанию и ремонту водовода холодного водоснабжения. Уголовное дело расследуется по статьям о предоставлении услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ), и о халатности (ст. 293 УК РФ).
Мэр Бодайбо Евгений Юмашев обратился к жителям города с просьбой пустить к себе пожить самых уязвимых жителей замерзающих домов — одиноких пенсионеров и семьи с детьми-инвалидами. «К сожалению, за весь день не поступило ни одного предложения. Это горько осознавать. Особенно на фоне того, что некоторые собственники, сдающие жилье посуточно, в этой ситуации резко взвинтили цены», — рассказал городской голова.
«Водовод превратился в кусок льда»
О том, как в Бодайбо обстоит ситуация с ЖКХ, The Insider рассказал активист из Иркутска, бывший руководитель регионального штаба Алексея Навального Сергей Беспалов:
«Бодайбо стоит на реке Витим, от нее ко всем котельным, ко всем объектам ЖКХ идет водовод. Это основной источник воды, город стоит на скале, там нет артезианских скважин. И вот стоят сильнейшие морозы, ниже 45 градусов, и вода, направлявшаяся в котельные, замерзла. Водовод физически превратился в один кусок льда. Более того, из-за невозможности слить теплую воду в канализацию она тоже может замерзнуть. Грубо говоря, в кусок льда превратится не только труба, которая подводит воду, но и труба, которая отводит. Таких холодов не было лет десять, максимум 25–30 градусов мороза.
Конечно, ситуация у жителей Бодайбо не такая катастрофическая, как в Киеве, потому что все-таки есть электричество, можно использовать обогреватели. К городу подходит ЛЭП, есть Мамаканская ГЭС, она зимой работает на малых оборотах.
Коммунальщики сейчас пытаются этот водовод отогреть, дальше, соответственно, запустить котельные и потом вот эти ледяные пробки выбить из всей системы, чтобы вода везде начала циркулировать. Сейчас туда съехались со всей области специалисты, и они эту задачу решат. Но глобально проблема износа жилищно-коммунальной инфраструктуры никуда не денется».
Вымирающий город
По словам Беспалова, капитальный ремонт инфраструктуры в условиях сурового климата требует колоссальных вложений и не имеет смысла:
«Население Бодайбинского района неуклонно стареет. Почти все работающие люди там — это вахтовики. Вахтовиков уже давно больше, чем постоянных жителей города, и живут они не в Бодайбо, а прямо на приисках, у них свои маленькие городки со своими автономными канализациями, водозаборами, энергоснабжением и так далее.
А люди, которые остались в Бодайбо, властям не нужны, по-хорошему, их оттуда надо всех выселять. Весь жилой фонд построен в 1950–70-е годы. Там огромное количество деревянных домов разного качества, в основном двухэтажных. Очень мало каменных домов, одна девятиэтажка на весь город. При этом просто проложить новые трубы требует колоссальных затрат. Даже если представить, что завтра нет войны, появились деньги на решение социальных проблем, это все равно бессмысленно — вкладывать огромные деньги в инфраструктуру отдаленного вымирающего поселка. Это горный массив севернее Байкала, туда всë необходимое завозится летом и всë безумно дорого. По площади район сопоставим с европейской страной, только там ничего нет.
Это общая проблема всего российского севера и отдаленных территорий. Отсутствие инфраструктуры, отсутствие работы, старение населения, потому что все, кто могут, уезжают. Бодайбо еще повезло, что у них мэр, Евгений Юмашев, адекватный и независимый. У них весь район живет только за счет того, что по какому-то недосмотру федеральный центр оставил там, не забрал 5% НДПИ на добычу золота и у них хотя бы какой-то есть бюджет. В соседнем Мамско-Чуйском районе пустующие бараки распиливают на дрова, чтобы топить котельные, а люди все уезжают».
Бюджет Иркутской области в 2025 году составил 329,3 млрд рублей, дефицит — 38 млрд рублей. На текущий год утвержден бюджет с доходами на уровне 278 млрд рублей, расходами — 303 млрд рублей, то есть дефицит составит 25 млрд рублей.