Бывший спортсмен и медик «красной зоны»: дагестанка Бадия Валиева – о службе на СВО
МАХАЧКАЛА, 20 января – РИА «Дагестан». Сержант медицинской службы Бадия Валиева с позывным «Балу», уроженка Дагестана, оказывает медицинскую помощь раненым бойцам в зоне проведения специальной военной операции. Валиева награждена государственной наградой «За спасение погибавших». За плечами кандидата в мастера спорта по дзюдо – опыт работы в московском ковидном госпитале. Она рассказала о том, как спорт и медицина помогли ей найти свое призвание на передовой.
– Бадия, давайте начнем с самого начала. Расскажите о месте, где Вы родились и выросли. Какая атмосфера царила в Вашей семье? Кто или что повлияло на формирование Вашего характера в детстве?
– Я из Кизилюрта, меня растили мама и старшая сестра. Я с детства видела, как мама одна справлялась со всеми трудностями, но всегда дарила нам улыбку и тепло, несмотря ни на какую усталость. В доме всегда звучал смех. Возможно, поэтому я очень рано решила, что вырасту и возьму заботу о семье на себя. Это воспитало во мне стойкость и ответственность. Взрослеть пришлось рано.
– Как в Вашу жизнь пришел спорт? Почему выбор пал именно на дзюдо, самбо и легкую атлетику? Что каждый из этих видов спорта давал Вам как личности?
– Спорт стал неотъемлемой частью жизни. Я чувствовала себя там сильнее. Начала спортивную карьеру я с легкой атлетики. Переехав в Москву, я открыла для себя мир борьбы. Мечту заниматься дзюдо, вдохновленную примером нашего Президента РФ, удалось осуществить с помощью подруг-спортсменок. Пришлось оставить легкую атлетику из-за травмы, но это лишь сфокусировало всю мою волю на дзюдо и самбо. Каждый вид спорта развивал меня по-своему, учил стратегии, умению думать на несколько шагов вперед – как в схватке. Я воспитала в себе смелость, уверенность, научилась делать несколько дел одновременно. Эта школа очень помогает в жизни и сейчас.
– Когда и почему Вы решили связать свою жизнь с медициной? Как спортивный опыт повлиял на этот выбор?
– Спорт остановился во время ковида, а страна остро нуждалась в помощи. Я решила попробовать свои силы в медицине. Первые дни в «красной зоне» столичного СКЛИФа были суровым испытанием: невыносимая жара в СИЗ-костюмах, боль от многочасового стояния на ногах, борьба не только с болезнью, но и с собственными пределами. Пациенты не знали, как мы выглядим, видели только наши глаза. Иногда это было последнее, что они видели… Спорт помог мне выдерживать боль, а медицина показала, где я действительно нужна.
– Как на Вас повлиял опыт работы в «красной зоне» во время пандемии? Что привело Вас к решению отправиться в зону СВО? Как отреагировали на это Ваши близкие, коллеги, товарищи по спорту? Были ли сомнения?
– Работая во время ковида, я увидела боль, бессилие и угасание надежд. Я поняла одну вещь: надевая защитный костюм или военную форму, ты несешь ответственность. Ты – тот лучик надежды, который видят в твоих глазах из-под маски боец или пациент. Каждый в этой жизни должен оставить след. Пока есть возможность, я буду там, где нужна помощь. Я никогда не оставляю повода для сомнений в том, что делаю.
– Что для Вас стало самым трудным испытанием за это время и что дает силы, не позволяет опустить руки? Как Ваша спортивная закалка и медицинские знания помогают справляться с психологическими нагрузками? Как сегодня, в условиях службы, удается поддерживать связь с семьей?
– Поначалу было очень страшно. Да, и сейчас, конечно, я испытываю порой страх, когда слышу прилеты, когда в моей комнате дрожат окна, когда моя кровать порой сдвигается ночью с места от взрывной волны. Но характер уже выработан. Я знаю, где я нахожусь и для чего я это делаю. Конечно, мы ни от чего не защищены. Но все мы сконцентрированы на помощи землякам, бойцам в своей стране. Порой посреди всего этого хаоса и боли начинает рушиться твоя собственная жизнь, а ты должна собраться и продолжать службу. Я сильно изменилась за это время, и иногда меня это тревожит. Ничто не проходит бесследно. Но при всем этом я стараюсь оставаться сильной, а силу я черпаю в дисциплине, спортивной закалке и в мысли о близких.
Связь с семьей – мамой и сестрами – бесценна, даже когда связь пропадает на несколько дней. Я знаю, что бы ни случилось, они всегда рядом. Они всегда за меня заступались и поддерживали. Это мой самый надежный и крепкий тыл.
– Как у Вас появился такой интересный позывной, ведь «Балу» – это имя медведя из рассказов Р. Киплинга о «Маугли»?
– Меня так называли в детстве. Я была веселой, шебутной девочкой с неунывающим характером. А в зоне СВО это детское прозвище приняло новый смысл: Балу – это воплощение русского медведя, сильного и неукротимого, обладающего мощью и железным характером. Именно такой я стала на СВО.
– Что бы Вы хотели пожелать молодым девушкам, которые сейчас стоят перед выбором: заняться серьезно спортом, пойти в медицину или сделать другой смелый шаг? Чему учит Ваш уникальный опыт?
– Если делиться опытом… Порой двери к нашей мечте бывают закрыты. Я шла туда, где на тот момент открывалась другая дверь, но при этом не предавала свои надежды. Шло время – и я открывала ту дверь, что когда-то была закрыта.
Никогда не предавайте свои мечты и цели. Если перед вами стоит выбор, выбирайте так, чтобы благодаря этому выбору вы потом смогли добиться того, что когда-то оставили в мечтах.