Укротительница глины
Анастасия Крюкова о том, как творчество может захватывать
Все началось в детстве, когда Ася ходила на «гончарку» при художественной школе в Доме Клодта -Детской картинной галерее.
- Результат получился настолько захватывающий - зеленый, фиолетовый, желтый так причудливо смешались у лягушки на спине, - что я несколько дней не расставалась со своим произведением, пока преподаватели не попросили вернуть его в фонд школы. К сожалению, лягушка не сохранилась, но вернувшись к керамике через 15 лет, я начала именно с нее: восполнила утрату и под присмотром опытных керамистов слепила новую лягушечку, лучше прежней. Действие получилось каким-то шаманским, будто вернула часть детства, - вспоминает Анастасия.
Трудоемкость процесса сложно оценить. По-разному бывает. При ручной лепке можно умаяться, раскатывая пласт глины кухонной скалкой, а можно использовать специальный станок и получить тот же результат с меньшими трудозатратами.
Анастасия Крюкова отмечает, что для кусочка глины, из которого получится чашка, важно отсутствие пустот, пузырьков воздуха внутри. Для этого материал оббивается, обстукивается. Если в проекте не чашка, а, например, кашпо для бонсаи, тот же процесс «обстукивания» будет совсем другим. Особняком по части трудоемкости стоит работа гончара. Самое тяжелое в ней - центрировать глину на круге.
- Я этому только учусь, педагоги советуют набраться терпения и смирения. Быстро в этом деле каша не варится, - рассказывает Анастасия.
После того, как изделие получило форму, оно долго сохнет, иногда неделю-две, в зависимости от толщины, затем проходит первый, «бисквитный», обжиг, затем глазируется и обжигается еще раз. Бывает так, что после первого глазурного обжига остаются «проплешины», тогда изделие глазируется и обжигается еще раз.
Художником Анастасия себя не считает, наоборот, говорит, что она - «человек - руки-крюки». С лягушкой, с которой возобновила занятия керамикой, пришлось повозиться. Лягушка никак не получалась, получалась корова с перепонками.
- Я страдала, злилась, не знала, за какой инструмент взяться. Спасибо преподавателям, мне помогли слепить левую часть туловища, а правую я доводила перед зеркалом, - вспоминает Крюкова.
Это увлечение можно назвать умеренно дорогостоящим. Приходится платить за время работы в студии, оборудованной всем необходимым: столами, гончарными кругами, инструментами, стеллажами для хранения, глазурями, надглазурными красками, ангобами и муфельной печью. Абонемент обходится дешевле: чем больше занятий покупаешь за раз, тем дешевле час работы.
Увлечению Анастасии очень помог муж: купил подходящий для работы стол, полки для просушки и хранения изделий, дотащил до пятого этажа первые 10 кг глины. Да и кот регулярно вносит свою лепту: «отминает» лапки на свежих тарелках...
Анастасия отмечает, что за полгода у нее получилось не так много работ, как хотелось бы. Из удачного называет две миски с зубчатыми краями, два больших плоских блюда, глубокое блюдо для фруктов, тарелочку с высокими бортами, две чашки, четыре или пять цветочных горшков, штук двадцать «пробников» - магнитов.
Но объемы производства резко увеличились после того, как устроила себе рабочее место дома.
- Что-то дарю, что-то оставляю себе. Людям нравится то, что я делаю, это очень приятно. Мечтаю, чтобы вся посуда в доме была ручной лепки, - сказала Анастасия Крюкова.