Бойцы просят политиков учесть их нужды при принятии решений о регулировании табачной продукции
Воины из разных подразделений Вооруженных Сил России обратились к народному избраннику, члену комитета ГД по защите конкуренции Айдару Метшину, с призывом поддержать производителей жевательного табака и обеспечить бесперебойные поставки для нужд бойцов в зоне СВО.

Бойцы, находящиеся на передовой, бьют тревогу: угроза полной остановки предприятий по производству жевательного табака ставит под удар их тактическую выживаемость. Солдаты подчеркивают, что угроза приостановки работы предприятий по выпуску жевательного табака вынуждает «говорить о суровой реальности, в которой ежедневно живем на передовой. На линии соприкосновения вопрос употребления табака — это не вопрос привычки, а фактически вопрос тактической выживаемости».
Для военнослужащих, выполняющих боевые задачи, жевательный табак стал незаменимой и безопасной альтернативой традиционным сигаретам. Его использование позволяет избежать демаскировки позиций, которая неизбежна при курении, и не превращать бойцов в легкую мишень для противника.
Военные особо отмечают, что обеспечение этой жизненно необходимой продукции осуществляется отечественными производителями. Эти компании, по словам бойцов, «на регулярной основе отправляют огромные партии жевательного табака на фронт безвозмездно, а также оказывают нам значительную материальную помощь. Данная поддержка давно стала частью системы волонтерской помощи».
Вклад производителей жевательного табака в поддержку воинов СВО неоднократно был отмечен. В частности, их усилия по обеспечению бойцов гуманитарной помощью подтверждены благодарственными письмами от командования и личного состава таких войсковых частей, как 23626, 12271, 11720, а также 173 отдельного гвардейского разведывательного батальона.
Корнем проблемы является законодательная коллизия: с 1 марта 2026 года новая редакция Федерального закона от 22.12.2008 № 268-ФЗ требует указывать содержание никотина в некурительной табачной продукции в процентах, а не в миллиграммах, как это было принято ранее. Однако методика измерений содержания никотина в миллиграммах для некурительных изделий все еще находится в разработке. После ее создания потребуется время на аттестацию, включение в Перечень документов по стандартизации, а также аккредитацию лабораторий для ее применения. Существует высокая вероятность, что эти процедуры не будут завершены к установленному сроку – 1 марта 2026 года.
Эта задержка грозит полной остановкой всей отрасли, о чем производители некурительной табачной продукции уже предупредили Председателя Правительства Михаила Мишустина в своем коллективном письме накануне Нового года.
Бойцы с фронта подчеркивают, что прекращение производства жевательного табака поставит их перед крайне ограниченным и опасным выбором:
«1. Вернуться к курению и повысить риск быть обнаруженным и убитым;
Комментируя сложившуюся ситуацию, Евгений Федотов, руководитель табачного консалтингового агентства Fedotov Group, заместитель председателя комиссии по табачной и никотинсодержащей продукции «ОПОРЫ РОССИИ» , отмечает, что жевательный табак давно перестал быть просто товаром. Он стал не только частью нашего культурного кода, но и быстрорастущим сектором экономики. За первое полугодие 2025 года рост акциза составил 128% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, превысив 456 млн рублей. Эксперт прогнозирует, что остановка отрасли обернется потерей 1 млрд рублей налоговых поступлений в федеральный бюджет, а с учетом косвенных налогов и отчислений общая сумма потерь может превысить 2,5 млрд рублей. «Работа отрасли с 1 марта 2025 года уже частично приостановлена, поскольку отсутствие новых методик измерения содержания никотина не позволяет выпускать новые продукты. А с 1 марта 2026 года, если не случится административное чудо, встанут десятки предприятий, что повлечет не только вынужденное увольнение персонала и волну банкротств, но и прекращение жизненно важных поставок на передовую, осуществляемых производителями», - рассказал Федотов.
Историческая справка:
Жевательный табак обрел особую популярность в армии и на флоте благодаря своим практическим преимуществам над традиционным курением. Он обеспечивал скрытность, не демаскируя позиции, освобождал руки во время марша и работ по укреплению позиций, помогал подавлять голод за счет имитации приема пищи и снижал стресс благодаря успокаивающему действию никотина. Во времена Гражданской войны в США он входил в стандартный паек солдат обеих сторон. На флотах большинства стран мира, где курение было строго регламентировано, жевательный табак не подвергался таким ограничениям и стал общепринятой альтернативой сигаретам. В армии Российской империи, хотя жевание табака не было официальной традицией, оно широко практиковалось в армейской среде как вынужденная мера в условиях караула и ведения боевых действий. В Россию жевательный табак пришел из Швеции, где в 1822 году открылась первая в Европе фабрика по его производству. Согласно отчету Euromonitor International за 2020 год, Россия занимает пятое место в мире по употреблению жевательного табака, уступая лишь Швеции, Норвегии, Дании и Финляндии.