«Эмоциональный тонометр» российского общества находится под давлением повестки
Аналитический центр ВЦИОМ на площадке МИА «Россия сегодня» представил новый индекс психоэмоционального состояния российского общества – «Эмоциональный тонометр».
Как отметил генеральный директор Аналитического центра ВЦИОМ, декан факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при правительстве РФ Валерий Федоров, переход к исследованию эмоционального состояния общества объясняется тем, что и наша страна, и весь мир уже несколько лет находятся в стрессовом состоянии: «В ситуации высокой плотности событий, высокой скорости изменений, большинство из которых имеют тревожный характер, места логики и рациональному принятию решений остается немного. То есть эмоциональные реакции, которые включаются в ситуациях, требующих быстрого реагирования, сейчас проявляются гораздо шире. И вот, наконец-то, до нас дошло, что их тоже надо мерить».
По его словам, в опросе приняло участие 1600 человек по всей России: «Как показал опрос, наиболее многочисленная группа – это так называемые «жизнерадостные» россияне. На их долю приходится 34%. Они в последние дни перед опросом испытывали преимущественно позитивные эмоции. В группу «сдержанные» вошли респонденты, которые испытывают эмоции мене ярко или просто не хотят делиться своими переживаниями. Таковых оказалось 25%. В третью группы вошли «тревожные». Это те, кто испытывал преимущественно негативные эмоции. На них приходится 23%. И самая маленькая группа – это «возбужденные». Они испытывают яркие эмоции, причем по широкому спектру, и чаще других эти эмоции декларируют. Таковых оказалось 18%».
Валерий Федоров более подробно остановился на каждой из этих групп: «Начнем с «жизнерадостных»… Как выяснилось, они испытывают преимущественно такие эмоции как доброжелательность, спокойствие, уверенность, надежду, радость, воодушевление. Практически все они испытывают их чаще, чем в среднем по выборке. Эту группу также выделяют следующие признаки: в нее входят ребята преимущественно молодые, 18 – 24 лет, по их самооценке, у них нормальное материальное положение или даже хорошее. (…) В группе «сдержанные» есть тоже эмоции позитивные, но далеко не только они. Кроме доброжелательности, спокойствия, есть и другие чувства. Наряду с надеждой, уверенностью, радостью, они испытывают тревогу, раздражение, грусть, растерянность, злость. Воодушевления у них немного, страха, впрочем, тоже. Еще раз повторю, что это люди преимущественно закрытые, и что там у них в глубине, мы не знаем. Они предпочитают с нами этим не делиться. Отчасти это объясняется тем, что в этой группе доминируют мужчины, а мужчин у нас, как известно, учат держать эмоции в себе. Кроме того, в этой группе доминируют жители больших и средних городов. (…) В группе «тревожные» тревога выражена в два раза чаще, чем в среднем по выборке. Грусть – даже более, чем в два раза чаще, раздражение – почти в три раза, страх и растерянность – более чем в два раза чаще, злость – в три раза чаще. Эта группа преимущественно испытывает негативные эмоции и зачастую подвержена страхам. В этой группе доминируют люди в возрасте 25 – 34 года. Свое материальное положение они оценивают преимущественно как плохое. В интернете сидят очень активно, телевизор почти не смотрят. Эта группа широко представлена в двух столицах. (…) В группе «возбужденные» доминируют женщины. В возрастном отношении это «серебряный» возраст. Они, как правило, очень эмоциональны и не скрывают этого и зачастую бурно реагируют на информационный фон. Они более доброжелательны, чем в среднем по выборке. Они больше питают надежду, они более уверенны, воодушевлены. Но в этой группе есть две негативные эмоции, которые проявлены выше, чем в среднем по выборке: это тревога (98% против 43% в среднем по выборке) и страх (35% против 22% в среднем по выборке)».
Как отметил Валерий Федоров, хотя жизнерадостное состояние и не доминирует, но все-таки эта группа самая большая в российском обществе. По его словам, важно подчеркнуть, что позитивные эмоции, как правило, выполняют компенсаторную и регулятивную функции, позволяя психике адаптироваться к воздействию рисков, а не свидетельствует об их отсутствии. Российское общество демонстрирует способность сохранять общий позитивный баланс эмоций, но делает это в условиях внутреннего напряжения, которое чаще перерабатывается индивидуально через усталость, тревогу и не проявляется вовне, заявил Валерий Федоров.
Сергей Ишков.
Фото Сергея Ведяшкина / агентство «Москва»