Галерея Heritage приглашает на выставку «Степени прозрачности. Vitalité fragile»
Галерея Heritage представляет «Степени прозрачности. Vitalité fragile» — кураторский проект Марины Ширcкой – первая выставка нового фестиваля российского художественного стекла GlassGlow. Искусство и дизайн, art & craft заполнят три зала галереи в изысканной сценографии архитектора Наны Абдрашитовой.
Выразительные, символичные, современные, иногда функциональные, но всегда завораживающие своей хрупкой красотой творения Александры Ярмольник, Таисии и Александра Фокиных, Ольги Трейвас, Овика Манукяна, Светланы Евдокимовой, Юлии Мерзликиной, Альфии Ширинской, Анастасии Прибельской и Дарьи Болховитиной соседствуют с новыми работами Марии Пуховой, Виктора Копейкина, Милены Стрелковой, Анны Третьяк, Ангелины Орловой, Елены Зайцман, Алены Антоновой, многие работы которых созданы специально для выставки.
Около ста объектов, созданных в период с 2000 года по наши дни 33 художниками, отражают самые разнообразные техники и авторские приемы работы
Около ста объектов, созданных в период с 2000 года по наши дни 33 художниками, отражают самые разнообразные техники и авторские приемы работы с уникальным материалом: свободное выдувание и выдувание в форму, гутная техника и фьюзинг, моллирование и отливка, ламповая техника — смешиваются и раскрываются в уникальном путешествии.
От утилитарных предметов, таких как зеркало, светильник или ваза, до масштабных инсталляций и скульптур, проект Марины Ширской показывает размышления художников и дизайнеров, изобретающих необычные поэтические произведения, которые воплощают сложные взаимосвязи между физическим и эфемерным, землей и воздухом.
Стекло, прозрачное, пластичное, химически инертное, предстает в качестве идеальной метафоры человеческого существования. Созданный из песка земли, прошедший сквозь пламя, это материал с уникальной способностью преломлять воздушные потоки, свет, рассеивать и сгущать тени.
Символ перемен, бесконечной трансформации, как в природе, так и в человеческой жизни, стекло способно передать тонкие вибрации, происходящие под влиянием солнечного света — и то, как сумерки переходят в ночь, а тьма сменяется рассветом, и то, как пышное цветение весны заканчивается тихим увяданием осени.
Первая часть экспозиции посвящена новаторству — объектным конструкциям, придуманным студией Fresh.Glass. С момента своего основания в 2016 году небольшая команда Fresh.Glass, во главе которой стоят Сергей Мартынов, Дарья Болховитина, Константин Гвоздёв и Анастасия Вишнякова, ставит под сомнение взаимосвязь и существование границ между домашними объектами, природой и архитектурой. Их подход к работе со стеклом покоряет не только музейные залы и ведущие ярмарки России, в их выставочной истории значатся Дубай, Франция, Бельгия. А в 2023 году они стали победителями молодежной номинации Венецианского фестиваля Venice Glass Week.
Студия из Москвы исследует природу стекла, разрабатывает инновационные подходы в работе с материалом. Их масштабные синестезийные инсталляции превращают материал в средство для создания сильного эмоционального опыта посредством визуальных и тактильных ощущений, что превращает каждый проект в особое переживание, порой не поддающееся вербализации.
Скульптор Мария Кошенкова бросает вызов традиционным представлениям о красоте, призванной возбуждать только приятные ощущения. Она исследует эстетику безобразного, призванного стать мощным средством для глубокого эмоционального воздействия. Это формальное упражнение по деконструкции и фрагментации материала привело к созданию серии многослойных и многокрасочных творений в сложной гутной технике, которая подразумевает формование объекта из расплавленной стекольной массы непосредственно у печи и включает в себя свободное выдувание, сплавление отдельных элементов, всевозможные наклады и скручивание, наложение дополнительных цветных слоев и стекольных нитей. Свободное владение этими приемами позволяет Кошенковой создавать масштабные работы, демонстрируя тем самым огромный потенциал материала. Полученное в России образование и обширный международный опыт в равной степени значительно повлияли на ее практику. Первая привнесла стремление к драме и конфликту, вторая — эстетику и особое отношение к материалу. Синтез этих двух подходов позволил Кошенковой выработать свой уникальный язык. Каждый созданный ею объект — в некотором роде объемная живопись с заряженным яркой эмоцией нарративом, который с одинаковым интересом встречают в России, на Венецианской биеннале, в частных галереях Нью-Йорка и ведущих музеях Европы.
Многие из представленных на выставке работ отражают женский взгляд на работу с этим хрупким материалом. Изысканно тонкие, нежные по цвету, многослойные и насыщенные глубокой эмоциональной палитрой работы Анастасии Прибельской вдохновлены созерцанием дикорастущих растений и природными формами севера. «Я нахожу красоту в недолговечности и недосказанности. И тут не может быть материала более деликатного и подходящего чем стекло», — считает Анастасия. Свои букеты полевых цветов она создает, используя технику лэмпворк. Смешивая разноцветное стекло, она добивается нужных оттенков и формирует тончайшие элементы из раскаленной на открытом пламени горелки стекольной массы. Совсем иным языком, обращаясь к тонкой игре света и тени, воплощая уникальные переживания и мысли, но тоже вдохновляясь северными мотивами, создает свои работы Мария Пухова. «Меня привлекает создание растворяющихся в пространстве состояний, через стекло, такое хрупкое, как память о прошлом». Ее кружевные, сплетенные из бороселикатного стекла канделябры и фонтаны кажутся призрачными воспоминаниями о предметах, выводят пронизанные чувственностью и сложной эстетикой функциональные объекты на иной поэтический уровень, раскрывая красоту женского восприятия мира. А мысли и события, из которых соткана ткань повседневности каждой женщины, словно разноцветные бисеринки, запутались в стеклянной паутине, раскинутой в работах Екатерины Ивановой-Остапенко.
Скульптуры Владимира Копейкина поражают мастерством создания трамплейя. Его кажущаяся мягкой подушка, на которой еще осталась вмятина и складки от головы, недавно лежащей на ней, вовсе не мягкая, а хрупкий пластиковый пакет невозможно скомкать. Снимая слепки с обычных предметов, которые окружают нас повсюду и могут принадлежать вам или вашим друзьям, а может и вовсе незнакомым людям, а затем отливая их в прозрачном стекле и делая поверхность стекла матовой, художник создает иллюзию и одновременно превращает эти обычные предметы в обезличенные символы жизни обывателя, архетипы сегодняшнего мира.
Обращаясь в своих работах к монохромным решениям, Александра Ярмольник играет с ощущением нематериальности и призрачности. Ее декоративные панно, созданные в технике моллирования, превращаются в абстрактные композиции, сочетая в себе фрагменты зеркал и стекла бесконечно разнообразных фактур и разной степени прозрачности. А ее вазы, выполненные в гутной технике, обвитые тягучей стекольной нитью, предъявляют зрителю безграничную игру света и тени. В черно-белой гамме работает с литым стеклом Анна Третьяк. Столкновение реальности и абстракции, переходные состояния, лиминальные зоны и их соприкосновение с областями стабильности являются основными темами исследования художницы.
В свою очередь, Елена Зайцман часто обращается к классической витражной технике Тиффани и характерным для нее насыщенным мажорным цветовым сочетаниям. Но ее объекты не стремятся остаться в плоскости, часто превращаясь в объемные световые скульптуры, являющие нам совершенно иную актуальную эстетику, основанную на неожиданных комбинациях цвета и форм стекла. Цвет лишает ее работы прозрачной эфемерности и наполняет объекты осязаемостью и материальным присутствием.
Скульптурные композиции Дарьи Болховитиной, в которых отсутствующие фрагменты реальной ветви заменены на идентичные, но отлитые из стекла, созвучны идеями постгуманизма, в которых природа и культура едины и постоянно взаимодействуют. К абстрактным, но вдохновленным природными формами можно отнести работы Овика Манукяна, Юлии Мерзликиной и Анастасии Панибратовой. Их стремление понять и воссоединиться с природой также гармонично укладывается в концепцию актуального на сегодняшний день тренда биофилии.
В свою очередь, Александр Фокин и его дочь Таисия Фокина, представители стекольной династии из Никольска, который сегодня является одним из центров притяжения многих художников-стеклоделов, также работают с темой природы. Александр создает многоплановые объемные пейзажные композиции, гравируя на поверхности оптического стекла. А Таисия тяготеет к гутной технике, в ее фантазийных скульптурах угадываются природные формы, но собранные воедино, они являются воплощением фантазии автора.
Абсолютно самостоятельным поиском занимается в своем творчестве Ангелина Орлова. Ей нравится сочетать несочетаемое и играть с формами. Сочные по цвету, блестящие полировкой неопознанные объекты, которые создает Ангелина, немного абсурдны и напоминают одновременно детский конструктор и кондитерские изделия, но ни тем, ни другим не являются.
Невероятно актуально выглядят работы Милены Стрелковой, совмещающей стекло и металл. Ее авторское исследование полнится тревогами о хрупкости нашего мира и сложных отношениях между природой и человеком, а авторский миф населяют странные существа, вызванные к жизни техногенной катастрофой. Их сюрреалистичные тела из сплавленной серой стеклянной крошки, выполненные в технике pâte de verre, грациозно возвышаются на тонких металлических ногах, олицетворяя собой новую жизнь, рожденную из пепла.
Совсем по-иному выглядит то же сочетание материалов у Светланы Евдокимовой, работающей в авторской технике и создающей скульптуры из железной проволоки и разноцветного стекла. Оба материала в объектах Евдокимовой — это поиск баланса брутального и изящного, воплощение дуализма мужского и женского начал, слияние бескомпромиссной маскулинности и чувственной женственности. Ее цветочные композиции привлекли внимание экспертов Венецианской недели стекла (Wenice Glass Week) и были представлены в экспозицую мэтров в Palazzo Loredan в 2023 году.
Часть выставки, расположенная в отдельном зале, посвящена эталонным образцам и творческим работам, созданным признанными старейшинами Гусевского Хрустального завода, такими как Адольф Курилов, Владимир Касаткин, Игорь Томский и художниками более молодого поколения: Натальей Любимовой, Александром Грызуновым, Светланой Березиной, Светланой Поповой и Ольгой Трейвас. Специальная экспозиция приурочена к 10-летнему юбилею возобновления работы и открытию нового цеха на территории завода и ставит совей целью продемонстрировать потенциал и преемственность традиций, мастерство и диалог между художниками старшего поколения и молодой сменой.
Для выставки были отобраны работы, наиболее репрезентативные для текущих исследований авторов, предлагающие зрителям не только результат работы, но и косвенно обзор процессов, происходящих сегодня в творческих мастерских Никольска, Гусь-Хрустального, Санкт-Петербурга, Москвы, Копенгагена и Тбилиси. Многие работы были созданы специально к открытию выставки и зрители увидят их впервые.
К выставке будет выпущен каталог.
Выставка «Степени прозрачности. Vitalité fragile»
Даты работы: 11 декабря 2024 – 28 февраля 2025
Куратор: Марина Ширская
Галерея Heritage
Москва, ул. Петровка, 20/1, подъезд №2
(вход со стороны переулка Петровские Линии), этаж 4
пн. — пт.: 12:00 – 20:00
heritage-gallery.ru