3% неба. Что будет с нашими самолетами и ценами на авиабилеты в 2026 году
Рост цен на авиабилеты в 2026 году будет на уровне инфляции, самолетов у отечественных авиакомпаний останется меньше, но в изоляции не останутся ни крупные города, ни маленькие населенные пункты. Об этом aif.ru сообщил руководитель и главный редактор портала Avia.ru Network Роман Гусаров.
Лед тронется
«Новые отечественные самолеты в этом году только начнут поступать в авиакомпании, да и то при условии, что все пойдет по плану, погоды они в нашей авиации не сделают, — сказал он. — Те самолеты, которые сейчас есть, стареют, несколько процентов из них будет выведено из эксплуатации: у одних закончится ресурс, а у других высокая стоимость поддержания летной годности лишит всякого экономического смысла их дальнейшие использование».
Сейчас в России есть 1100 самолетов всех типов и размеров, продолжил Гусаров. В том числе около 600 магистральных воздушных судов при потребности в районе 700 бортов. Из-за этого дефицита за прошлый год объем перевозок отечественными авиакомпаниями, по разным оценкам, просел на 2-4% пассажиров. Такая же динамика будет сохраняться и в наступившем году, полагает эксперт.
«Дальше все зависит от того, как промышленность будет осваивать выпуск новых самолетов, — продолжает он. — Два десятка свежих бортов в год — уже неплохо, но нам нужны минимум по 50-60 машин только для того, чтобы полностью обновить весь парк за 20 лет. А за предыдущие две десятилетия число пассажиров удвоилось. Если этот рост сохранится, нам будут нужно уже по сотне новых бортов. А закупить какие-то иномарки, пусть даже на вторичном рынке, вряд ли получится. "Иранская схема", когда самолет приобретали африканские авиакомпании и после отстоя перегоняли в новый дом с выключенными опознавательными маяками, для наших объемов и при угрозе вторичных санкций не сработает».
Тем не менее и на магистральных рейсах, и на региональных перевозочной емкости будет достаточно, уверен Гусаров. Внутренний рынок поймал свой баланс еще в 2023 году и пока что сможет его удерживать без значительного роста цен, билеты будут дорожать в рамках инфляции.
«Единственная важная оговорка: все это случится только при неизменных внешнеполитической и экономической ситуациях, — отметил Гусаров. — Что-то случится в мире, и вводные данные могут измениться настолько, что все прогнозы и построения потеряют актуальность».
Пассажир на экспорт
Если со внутренними перевозками у наших авиаторов все в порядке, то международные рейсы приходится в значительной степени уступать коллегам из других стран, где дефицита бортов нет, обратил внимание Гусаров.
«Если спрос на внутренние перелеты стабильный, то на международные он рос два предыдущих года и будет еще больше увеличиваться, — объяснил он. — Крепкий курс рубля делает поездки за границу более доступными и интересными для наших туристов. Человеку ведь, по большому счету, нет разницы, авиакомпания из какой страны его доставит на место. Поэтому там, где не хватает емкости отечественным перевозчикам, ставят свои рейсы зарубежные. Ведь мы — выгодные пассажиры».
Если человек летит отдыхать в какую-то из дружественных стран, он оставит там приличную сумму денег. А если добирается до Европы или других мест, прямое сообщение с которыми прервано, он возьмет еще и стыковочные рейсы. Все это заработок, от которого никто отказываться не хочет.
«Именно международные рейсы могут несколько поднять спрос на внутренние, — рассуждает Гусаров. — Если человеку из условного Череповца надо попасть в ОАЭ, он сначала долетит до Москвы или другого пересадочного узла, а потом уже отправиться к месту назначения. Других причин для увеличения количества внутрироссийских пассажиров нет. Весь прошлый год авиакомпании летали со средней загрузкой больше 90% — это очень много, скорее всего, так же будет и дальше».