Новый год — новые законы. Какие изменения законодательства 2025 года коснутся деятельности МСУ
Александр Алексеевич Шахов, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»
Закон о контроле за местными властями
31 октября 2025 года Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект "Об организации контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти«"[2]. Идея законопроекта появилась еще в 2024 году на основании исполнения поручения Президента РФ об оптимизации контрольно-надзорной деятельности в отношении муниципалитетов[3].
Сущность законопроекта заключается в применении к органам местного самоуправления контрольно-надзорных мероприятий по аналогии с частным сектором. Уже 16 декабря 2025 года законопроект был принят в первом чтении и стал «законом-спутником» Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248‑ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» (далее — Закон № 248‑ФЗ). В случае принятия законопроекта нововведения вступят в силу с 1 января 2027 года, а иные нормативные правовые акты необходимо будет привести в соответствие до 1 сентября 2027 года.
Внесение изменений в федеральное законодательство предполагает проработку следующих механизмов.
Во-первых, применение рискориентированного подхода при осуществлении контроля и надзора за деятельностью ОМСУ и должностных лиц местного самоуправления. Под применением такого подхода подразумевается градация контролируемых объектов по степени риска (от чрезвычайно высокого до низкого), от которой зависит частота проведения контрольно-надзорных мероприятий. Ведение рискориентированного подхода обусловлено необходимостью систематизации (каталогизации) массовых нарушений обязательных требований, переориентации внимания контрольно-надзорных органов на «недобросовестные» объекты контроля и сокращения общего количества мероприятий. Проведение серийных контрольно-надзорных мероприятий в отдельных случаях может парализовать деятельность объекта контроля.
Ранее предполагалось, что подобный контроль осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в отношении негосударственных образований. Сегодня законопроект предлагает расширить механизм применяемого подхода в отношении уже органов местного самоуправления. В зависимости от разработанных индикаторов органы государственной власти смогут присваивать субъектам МСУ уровень риска и на его основании увеличивать или уменьшать количество проверок. Сопредседатель ВАРМСУ И. М. Гусева отметила, что «это поможет снизить нагрузку на местные власти и направит усилия на предотвращение проблем».
Дискуссионность данной меры заключается в том, что органы публичной власти и должностные лица местного самоуправления приравниваются к объектам регулирующего воздействия со статусом юридического или физического лица, что прямо влияет на самостоятельность местного самоуправления. Однозначным в случае принятия законопроекта является то, что взаимодействие органов местного самоуправления с органами прокуратуры и иными контролирующими органами выйдет на принципиально новый уровень.
Во-вторых, законопроект предполагает ревизию видов контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Контрольные (надзорные) мероприятия направлены на выявление и устранение нарушений обязательных требований. В законопроекте предусмотрено четыре вида контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием: рейдовый осмотр, инспекционный визит, документарная проверка и выездная проверка (статья 34 законопроекта). Контрольная закупка, мониторинговая закупка и выборочный контроль как неприменимые в отношении субъектов местного самоуправления не были включены в текст законопроекта. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия (наблюдение за соблюдением требований и выездное обследование) сохранены.
Профилактические мероприятия направлены на предотвращение нарушений обязательных требований. В законопроекте среди видов профилактических мероприятий выделены: информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование и профилактический визит (статьи 26–33 законопроекта). Применение мер стимулирования добросовестности и самообследования как наименее популярные профилактические мероприятия в отношении ОМСУ и должностных лиц местного самоуправления законопроектом не предусмотрены.
В пояснительной записке к законопроекту указано: «профилактика нарушений является приоритетным направлением контрольно-надзорной деятельности в целом». Однако из текста неочевидно преимущественное положение профилактических мероприятий над контрольными (надзорными). Такие виды контрольных (надзорных) действий, как осмотр, досмотр, опрос, получение письменных объяснений, запрос документов и инструментальное обследование, сохранены. Отбор проб, испытание, экспертиза и эксперимент исключены.
По усмотрению уполномоченного должностного лица контрольного (надзорного) органа предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований может быть продлено до трех лет. Однако, по нашему убеждению, расширение временных пределов до подобных границ возможно только в исключительных случаях.
В-третьих, за органами местного самоуправления и должностными лицами устанавливается (сохраняется) право на досудебное обжалование. В законопроекте предусмотрены механизмы для обжалования решений, аналогичные тем, что предусмотрены главой 9 Закона № 248‑ФЗ. Таким образом, новая мера повышения ответственности ОМСУ перед органами государственной власти является закономерным шагом по поиску нового места института местного самоуправления в рамках единой системы публичной власти. В случае изменения модели взаимодействия органов МСУ с органами прокуратуры в сторону предупреждения нарушений это может стать новым и эффективным инструментом соблюдения законодательных требований.
Тем не менее законопроект имеет рамочный характер и возлагает значительный объем ответственности на контрольно-надзорные органы, например в части определения индикаторов при применении рискориентированного подхода. Также не ясны формы учета, пределы и последствия одного из преимуществ законопроекта — обязательность учета контрольно-надзорными органами особенностей, связанных с формированием местных бюджетов и процедурой муниципальных закупок, при выдаче предписаний об устранении нарушений, выявленных при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью ОМСУ.
Периодичность профилактических визитов
Постановление Правительства РФ от 1 октября 2025 года № 1511 «О периодичности проведения обязательных профилактических визитов в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля» устанавливает следующие критерии:
объекты III класса опасности — не более одного обязательного профилактического визита в три года;
объекты IV класса опасности — не более одного обязательного профилактического визита в пять лет;
объекты умеренного риска — не более одного обязательного профилактического визита в шесть лет.
Жилищный надзор и муниципальный контроль
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20 мая 2025 года № 301/пр «Об утверждении типовых индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля» установил новые индикаторы риска нарушения обязательных требований. К ним относятся сведения о принятии арбитражным судом РФ искового заявления о взыскании задолженности на сумму более 300 тысяч рублей по договорам о предоставлении коммунальных услуг (свет, газ, вода и ТКО).
Признаки неиспользования земельных участков
Постановление Правительства РФ от 31 мая 2025 года № 826 «Об установлении признаков неиспользования земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков» установило следующие признаки неиспользования:
захламление более чем 50% площади земельного участка (нецелевое назначение или загрязнение);
отсутствие сооружений, предусмотренных назначением земельного участка;
наличие поврежденных зданий, сооружений (разрушенные крыша, стены; отсутствие окон).
Уплата исполнительного сбора
Федеральный закон от 31 июля 2025 года № 272‑ФЗ «О внесении изменений в статьи 105 и 112 Федерального закона „Об исполнительном производстве“ и статью 18 Федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ“» регламентирует исключение обязанности ОМСУ по уплате исполнительного сбора за неисполнение требований неимущественного характера. В ФССП России находится порядка 135 тысяч исполнительных документов в отношении должников-бюджетополучателей. А суды, как правило, принимают решения о снижении исполнительского сбора либо об освобождении от его уплаты. Принятие закона позволило устранить следующую дефектную практику: по причине недостаточности финансовых средств в бюджетах муниципальных образований органы местного самоуправления запрашивали дополнительные межбюджетные трансферты у субъекта РФ, а затем данные средства направлялись в федеральный бюджет.
Методические рекомендации
Управление Министерства юстиции РФ по Пермскому краю опубликовало модельные уставы городского и муниципального округов в связи с принятием Федерального закона № 33‑ФЗ[4]. Модельный устав представляет собой образец устава, особый прием юридической техники, который предоставляет субъектам местного самоуправления ориентир для дальнейшего правотворчества. Такой документ носит рекомендательный характер, но существенный выход за рамки представленного образца может впоследствии повлечь за собой отказ в регистрации устава. Решение об использовании модельного устава остается за муниципальными образованиями.
Ответы Госдумы
Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению возобновил работу по предоставлению информации о допустимых способах применения новых законодательных положений[5]. На данный момент в формате «вопросы и ответы» даны разъяснения статьи 24 Закона № 33‑ФЗ о контрольно-счетном органе и статьи 25 Закона № 33‑ФЗ о должностных лицах местного самоуправления.
[1] В данном обзоре мы не касались нововведений Федерального закона от 20.03.2025 № 33‑ФЗ, так как в течение 2025 года неоднократно писали о них.
[2] Законопроект № 1058242-8 «Об организации контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и о внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти“» // Система обеспечения законодательной деятельности: sozd.duma.gov.ru/bill/1058242-8 (дата обращения: 19.12.2025).
[3] Новое законодательство о проверках муниципалитетов готовят к 2026 году // Министерство юстиции РФ: minjust.gov.ru/ru/events/49930/ (дата обращения: 19.12.2025).
[4] Официальный сайт Управления Минюста России по Пермскому краю: to59.minjust.gov.ru/ru/pages/modelnye-ustavy-municipalnyh-obrazovanij/.
[5] Официальный сайт Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению: komitet-regpol.duma.gov.ru/voprosy-i-otvety/33-fz/organizacionnye-osnovy-mestnogo-samoupra (дата обращения 19.12.2025).