Добавить новость
Новости по-русски
Новости сегодня

Новости от TheMoneytizer

Добраться до перекрестка

Светлана Ромашкина, Власть, фотографии Данияра Мусирова

В начале сентября открылся Almaty Museum of Arts. Здание, расположенное на проспекте аль-Фараби, и территория вокруг него кардинально изменились: появились статуи авторства известных скульпторов и прогулочная зона до Almaty Theatre, связанная с аллеей Halyk Square. Однако сама конфигурация проспекта аль-Фараби все еще агрессивна и неудобна как для пешеходов, так и для пользователей общественного транспорта.

Вместе с архитекторами «Власть» рассуждает о том, как Almaty Museum of Arts меняет городское пространство, как должен трансформироваться этот перекресток для того, чтобы музей стал более доступным для горожан.

Девелоперы будут экспериментировать с архитектурой

Almaty Museum of Arts стоит на оживленном перекрестке аль-Фараби-Назарбаева. Перед глазами белоснежной Надэс постоянная пробка из машин и автобусов, разномастная архитектура разных периодов: здесь осколки советского массового строительства, эксперименты 90-х и нулевых - Нурлы тау, соперничающий с горами, широкая парковка перед ним и узкие тротуары.

Создатель Almaty Museum of Arts Нурлан Смагулов во время открытия музея часто говорил про эффект Бильбао - строительство Музея Гуггенхайма в испанском депрессивном промышленном городе превратило его в культурный и туристический центр.

Архитектор и соучредитель Urban Forum Kazakhstan, Асель Есжанова считает, что, ссылаясь на эффект Бильбао, Смагулов, скорее, говорит о своём представлении музея как необычного, яркого объекта, выбивающегося из городской среды и притягивающего внимание. «И я думаю, что именно благодаря этой сложной архитектуре и, пожалуй, прежде всего фигуре Nadés испанского художника Жауме Пленса, ему удалось этого добиться».

Есжанова считает, что музей будет постепенно влиять на городскую среду: «Такие проекты неизбежно запускают цепную реакцию. Almaty Museum of Arts и обновлённый “Целинный” задают планку, на которую теперь будут ориентироваться девелоперы, инвесторы и сам город, экспериментируя с формами, материалами и архитектурными решениями».

Проспект аль-Фараби как метафора общества

Асель Есжанова обращает внимание на то, что проспект аль-Фараби перегружен амбициозными крупными объектами. Нурлы-Тау, здания банков, амбициозные жилищные комплексы, Есентай. И среди всего этого только два культурных объекта: музей и театр.

«аль-Фараби - улица тщеславия, которая будто бы делит горожан на тех, кто живет выше аль-Фараби и может себе позволить дорогие квартиры или поход в дорогие рестораны, а с другой стороны те, у кого бюджет на жизнь ниже. Для меня это естественно сложившаяся метафора нашего общества и как наш город делится и существует».

При этом она отмечает, что здания нанизаны друг за другом вдоль проспекта, но никак не связаны между собой. “Такая ситуация сложилась не только про аль-Фараби, она повторяется на многих улицах с новостройками, которые были построены уже в современном Казахстане. Очень редко бывают случаи, когда новые здания образуют градостроительный ансамбль и действительно связаны между собой пешеходными путями. Но мне кажется, в случае с музеем была идея предложить горожанам или посетителям иной маршрут и опыт”.

В качестве наглядного примера Есжанова приводит опыт своей сестры, приехавшей в Алматы из Астаны с пятью детьми - она была приятно удивлена тому, как удобно в музее все было сделано для мам с колясками, а также дружелюбности сотрудников.

Но Есжанова подчёркивает, что единичных кейсов недостаточно, чтобы они превратились в устойчивую практику и задали новые прецеденты. «Музей, безусловно, может быть тихим высказыванием, но для того, чтобы доступная архитектура стала нормой, об этом необходимо говорить вслух и системно. Одно качественное здание на аль-Фараби, даже в таком престижном районе, вряд ли само по себе изменит стандарты качества жизни, но оно способно задать направление и стать точкой отсчета для других. В этом смысле у музея есть и более широкая миссия, возможно, изначально заложенная в самом проекте».

Есжанова надеется, что в будущем команда музея будет активно делиться своим опытом не только по созданию и строительству культурной институции, но и по тому как происходит операционная работа. Это повлияет не только на музейную индустрию, но и в целом на город.

Архитектор обращает внимание на то, что появление Almaty Museum of Arts - это и обращение для международных туристов, чтобы они приезжали и ассоциировали Казахстан не только с природой, нетронутыми ландшафтами, горами, но еще и с культурной жизнью.

Она говорит о том, что ей немного жаль, что музей построили в центре города: появись он, к примеру, в нижней части города, это «был бы рискованный и даже дерзкий эксперимент», который дал бы толчок развитию не самых коммерчески престижных районов.

Транспортная пустыня

Архитектор Давид Камински отмечает, что хоть музей и находится на одном из самых важных перекрестков города, - развязки вдоль проспекта аль-Фараби, попасть в район музея может быть сложно, как на личном автомобиле, так и на общественном транспорте или пешком.

По его мнению, для автомобилистов главная проблема - это, конечно же, бесконечные пробки на аль-Фараби, которые несмотря на все развязки и расширение проспекта практически не заканчиваются.

«Бесконечная оптимизация движения и ограничение левых поворотов и разворотов на аль-Фараби и прилегающих улицах усложняют доступ к музею, если вы едете к нему с ВОАД. Чтобы добраться до въезда на парковку с аль-Фараби или Назарбаева, нужно будет сделать сложный крюк вокруг “Самала”», - констатирует Камински. 

Архитектор Адильжан Псяев считает, что для пользователей общественного транспорта и пешеходов ситуация обстоит еще хуже: «По сути, этот район можно описать термином Transit desert (транспортная пустыня). Несмотря на проходящие мимо музея многочисленные автобусные маршруты, нельзя не замечать неадекватного размещения остановок, разорванных пешеходных связей, сложных маршрутов через подземные переходы, отсутствие приоритета для общественного транспорта и в целом организации пространства с приоритетом для транзитного трафика автомобилей. При этом спрос на общественный транспорт в этом плотно застроенном деловом районе просто огромный, что каждый день доказывает огромный поток людей: спускающихся по Назарбаева и Желтоксан из окрестных офисов до проспекта Абая».

Единственная удобная остановка для посещения музея находится по проспекту Назарбаева южнее аль-Фараби, и была реконструирована в общем с музеем архитектурном стиле по инициативе авторов проекта - бюро Chapman Taylor.

Относительно удобна остановка около Almaty Theater, хотя от неё до главного входа музея нужно пройти около 300 метров. Но если человек едет в музей со стороны ВОАД, то от остановок бульваре Мендикулова или около «Нурлы Тау» ему предстоит преодолеть 500 метров. Это при том, что расстояния между остановками автобусов в городе часто принимаются с интервалом 300-500 метров. По сути вам придется пройти один «перегон» пешком.

Псяев обращает внимание на то, что один из важнейших автобусных маршрутов №38, обслуживающий огромную часть города, по сути проходит мимо музея, так как он проезжает по нижнему уровню развязки на Назарбаева: «Независимо от того, в каком направлении вы на нём едете, вам предстоит пройти больше полукилометра от его остановок, чтобы добраться до музея».

Но посетителям нужно ведь не только попасть в музей, но и уехать из него. Если вы рассчитываете на автобусы, курсирующие вниз по Назарбаева, то вам предстоит пройти более 400 метров до остановки ТЦ Рамстор.

«Многим пассажирам на пути в/из музея также предстоит преодолеть перекресток на верхнем уровне развязки аль-Фараби/Назарбаева, который хоть и был несколько модернизирован в 2023 году с добавлением перехода на южной стороне перекрестка и переноса перехода с западной стороны, светофорный режим на нём всё равно построен для автомобилей. Особенно это заметно на переходе с западной стороны, когда поворачивающие налево с Назарбаева на запад автомобили вклиниваются в поток пешеходов, которым только загорелся зеленый свет», - отмечает Псяев. 

«Транспортная ситуация вокруг музея сейчас максимально сложная и все эти проблемы были искусственно созданы в нулевые, когда градостроители и транспортные проектировщики верили в решение “проблемы пробок” через строительство развязок и переустройство улиц с приоритетом для автомобилей, а не людей».
Как улучшить транспортную доступность музея

Это понравится не всем автомобилистам, но наилучшим решением является реконструкция всего пространства проспекта аль-Фараби с перестановкой приоритета с автомобилей на общественный транспорт и пешеходов.

«Очевидно, что развязки, подземные переходы, широкие полосы себя не оправдали, и в час-пик на этом участке проспекта быстрее передвигаться пешком, а знак ограничения скорости 80 км/ч на проспекте является чистой декорацией и нужен только для того, чтобы радовать глаз убежденных сторонников автомобиля как основного вида городского транспорта. Пора признать эксперимент не просто неудачным, но очевидно ошибочным и исправить его последствия», - считает Камински.

Подобная глобальная реконструкция потребует огромной политической воли и элементарной смелости, «чего в ближайшие десятилетия ожидать сложно».

Но уже сейчас можно и нужно развивать улично-дорожную сеть вокруг музея, повышая её связанность. В первую очередь Камински и Псяев рекомендуют пробить проспект Назарбаева на юг сквозь Горный Гигант вдоль улицы Искендерова и далее повернуть его к проспекту Достык и соединить с ним. 

Также важно сделать пробивку улицы Кажымукана до проспекта Сейфуллина, чтобы обеспечить доступность территории южнее музея. Пробивка двух этих улиц позволит сформировать вокруг музея полноценный городской квартал, который создаст рамку для дальнейшего развития территории вокруг музея. 

Неплохо было бы вернуть троллейбус на проспект Назарбаева, который ходил там до улицы Кажымукана до середины 90-ых годов. Можно было бы создать новый троллейбусный маршрут, который, например, соединил бы музей и районы, протянувшиеся вдоль проспекта Абая в западном направлении.

Кроме того, необходимо пересмотреть пространство перекрестка на верхнем уровне развязки аль-Фараби/Назарбаева с большим приоритетом для пешеходов. Речь идёт в первую очередь о перенастройке светофорного регулирования, но также необходима реконструкция самого пространства с созданием более удобных тротуаров, сокращением конфликтных точек между пешеходами и автотранспортом.

«Отдельно стоит заметить, что западная сторона перекрестка имеет лучший ракурс на скульптуру Надэс, но сейчас здесь невозможно безопасно остановиться и сфотографировать её», - обращает внимание Камински.

Пока же быстро и недорого улучшить ситуацию можно было бы создав дополнительные автобусные остановки непосредственно у перекрестка аль-Фараби/Назарбаева, а также перенести 38-ой маршрута с нижнего уровня развязки на верхний. Это уже позволило бы значительно повысить транспортную доступность музея при довольно небольших затратах.

«Учитывая огромное количество офисов, высокую плотность жилья, появление театра и музея в этом районе, всё более актуальным становится вопрос появления здесь метрополитена», - говорит Камински, обращая внимание на то, как много людей спускаются по Назарбаева к станции метро «Абай».

«Но хочется также верить, что в перспективе, когда реконструкция и очеловечивание проспекта аль-Фараби всё-таки произойдёт, здесь также появится скоростной трамвай, который освободит проспект от постоянных пробок», - добавляет Псяев.

К слову, в конце декабря в Алматы проходило общественное обсуждение корректировок в генеральный план города. На вопрос журналиста «Власти» об очеловечивании проспекта аль-Фараби, генеральный директор НИИ «Алматыгенплан» Асхат Садуов признал, что «это достаточно сложный вопрос, требующий комплексного анализа», но сам чиновник за то, чтобы там появились светофоры:

«Я за то, чтобы аль-Фараби регулировался, были светофоры, так как сегодня уже данный коридор не справляется с пробками. Единственный выход, как показывает мировой опыт, это регулирование автотранспорта, чтобы фазами регулировать и отпускать походки. Сейчас проводится анализ ситуации совместно с Центром организации дорожного движения и с управлением пассажирского транспорта по улице аль-Фараби с дальнейшим, скажем так, очеловечиванием этой улицы, так как она уже как магистраль функционировать не может».

По словам Саудова, возможно, там появятся коридоры скоростного общественного транспорта, которые будут выделены для автобусов.

После открытия Almaty Museum of Arts некоторые из посетителей жаловались на то, что здесь маленькая парковка. По мнению Асель Есжановой, парковка и не должна быть огромной: «Это не ТРЦ. Мне кажется, горожане, привыкшие передвигаться на машинах, во многом избалованы удобствами. Город в первую очередь должен быть комфортным для пешеходов, а не ориентированным на автомобили». 

Псяев отмечает, что потребность в парковке около музея возникает в первую очередь из-за низкого уровня доступности музея с помощью общественного транспорта: «Если бы посетители музея могли удобно добраться до него автобусами или вовсе на метро или трамваем, вопрос о размере парковке не стоял бы вовсе. Но, учитывая чрезвычайно высокую стоимость земли в районе, будет откровенно расточительно тратить такой ценный ресурс для хранения автомобилей. Если же предположить возможность строительства подземного паркинга, то куда более рационально будет использовать эти средства для приобретения новых экспонатов в коллекцию музея, или расширения существующего здания. Поэтому не стоит фокусироваться на этом вопросе и тратить внимание и особенно ресурсы на кажущийся недостаток парковочных мест».

С южной части музея есть пустырь и остатки частного сектора. На вопрос как лучше использовать эту территорию, архитекторы отвечают так: «Учитывая оглушительный успех музея и ставший видимым спрос на подобные институты, хочется верить, что музей будет расширяться и именно его новые корпуса займут территории к югу от существующего здания. Потому что многие замечают, что существующий музей на самом деле довольно небольшой, но перспективный потенциал музея огромен. Если эти расширения будут действительно происходить, то хотелось бы видеть в новых зданиях более активное взаимодействие здания музея и городской среды вокруг него. Например более открытые, прозрачные фасады, активные первые этажи с разнообразным коммерческим и творческим наполнением, “завлекающие” в музей».

Камински отмечает, что согласно плану детальной планировки, к югу от музея предполагается создание большого парка, но возможно, «это не должен быть просто городской парк с базовым наполнением из детских площадок и, если повезёт, фонтана, этот парк также мог бы тоже стать продолжением музея и местом для настолько внушительных экспонатов, которые физически невозможно поместить в какое-либо помещение». 

Читайте на сайте


Smi24.net — ежеминутные новости с ежедневным архивом. Только у нас — все главные новости дня без политической цензуры. Абсолютно все точки зрения, трезвая аналитика, цивилизованные споры и обсуждения без взаимных обвинений и оскорблений. Помните, что не у всех точка зрения совпадает с Вашей. Уважайте мнение других, даже если Вы отстаиваете свой взгляд и свою позицию. Мы не навязываем Вам своё видение, мы даём Вам срез событий дня без цензуры и без купюр. Новости, какие они есть —онлайн с поминутным архивом по всем городам и регионам России, Украины, Белоруссии и Абхазии. Smi24.net — живые новости в живом эфире! Быстрый поиск от Smi24.net — это не только возможность первым узнать, но и преимущество сообщить срочные новости мгновенно на любом языке мира и быть услышанным тут же. В любую минуту Вы можете добавить свою новость - здесь.




Новости от наших партнёров в Вашем городе

Ria.city
Музыкальные новости
Новости России
Экология в России и мире
Спорт в России и мире
Moscow.media






Топ новостей на этот час

Rss.plus





СМИ24.net — правдивые новости, непрерывно 24/7 на русском языке с ежеминутным обновлением *