«Кубанская этажерка»: чем страшил немцев боевой порядок, изобретённый Покрышкиным
Весной 1943 года в небе над Кубанью произошло событие, ставшее переломным в воздушной войне на Восточном фронте. При прорыве мощнейшей немецкой оборонительной линии «Готенкопф» («Голубая линия») советская авиация впервые добилась устойчивого превосходства над люфтваффе. Ключевую роль в этом сыграла новая тактика истребителей — «кубанская этажерка».
В условиях паритета сил (около 900 самолетов с каждой стороны) советским летчикам требовалось найти эффективный способ противодействия немецким бомбардировщикам. Как вспоминал трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин, именно он «выносил в мыслях и душе за многие ночи и дни раздумий» эту революционную схему построения истребителей.
Как работала «этажерка»
Детальное описание тактики оставил ведомый Покрышкина, дважды Герой Советского Союза Дмитрий Глинка. Суть построения заключалась в эшелонировании истребителей по высоте. Основная ударная группа (4-6 самолетов) располагалась на высоте 2000-2500 метров. Группа прикрытия (2-4 истребителя) находилась на 1000 метров выше. Расстояние между парами в группе составляло 200-300 метров.
«Ева согрешила раньше, чем Адам»: кто на самом деле был его отцом Каина
Эшелонированные «этажерки» зачастую летали четырьмя парами, выстраиваясь в определенном порядке, что не позволяло противнику сразу оценить численность истребителей советского патруля и способствовало эффективности атаки. С применением Люфтваффе своих истребителей в качестве бомбардировщиков, по словам Дмитрия Глинки, несколько видоизменилась и структура советской «кубанской этажерки»: в состав ее «ударников» входило уже 3 – 4 пары самолетов, а для их прикрытия использовалась только пара истребителей. Четырехпарная ударная группа разбивалась надвое, она шла с удалением друг от друга на 600 м и с километровой разницей в высоте.
Немцы ее критиковали, но… и переняли
По воспоминаниям генерала Люфтваффе Вальтера Швабедиссена, метод «кубанской этажерки», применявшийся русскими с 1943 года, особых успехов им не принес, поскольку оказался тактически уязвимым: как считал Швабедиссен, подобная группировка сил в одном месте оголяла истребительное прикрытие в другом направлении.
Однако мемуары еще одного советского героического летчика-истребителя Великой Отечественной, Ивана Кожедуба свидетельствуют о том, что немцы и сами использовали «этажерку» – в частности, в боях за Днестром в 1944 году. Трехъярусная «этажерка» «Юнкерсов» выстраивалась Люфтваффе для того, чтобы хотя бы одна из трех групп бомбардировщиков достигла цели. В составе первого такого тройственного «союза», который штурмовали наши истребители, как писал Кожедуб, было свыше 100 «Юнкерсов», «Фокке-Вульфов» и «Мессершмиттов». По итогам сорокаминутного боя уцелевшие бомбардировщики вернулись на базу, так и не отбомбившись на позиции советских войск.
Советские летчики использовали для противодействия подобным группам гитлеровских бомбардировщиков многоэшелонированный боевой порядок истребителей, организовывали бой в нескольких ярусах и умело применяли радиолокационные средства. Только за 3 – 4 дня Ясско-Кишиневской операции, по словам Ивана Кожедуба, наши летчики сбили порядка 300 гитлеровских самолетов, уничтожив в итоге практически всю ясскую авиагруппировку Люфтваффе.