Бойня в Заливе свиней: что русские морпехи сделали с десантом США на Кубу
Апрель 1961 года стал для США месяцем двойного позора. 12 апреля Юрий Гагарин облетел Землю, и Америка проиграла космическую гонку. А через пять дней, 17 апреля, в бухте Кочинос на Кубе с треском провалилась высадка подготовленного ЦРУ десанта.
Официальная версия гласила: кубинцы разбили наемников сами, с помощью советского оружия. Но десятилетия спустя выяснилось: оружие было не единственной помощью. В боях на Плайя-Хирон участвовали советские военные. И, по некоторым данным, их потери сопоставимы с кубинскими.
Операция «Бригада 2506»
После победы Кубинской революции в 1959 году США не могли смириться с потерей контроля над островом. Вашингтон сделал ставку на вооруженное вторжение. Ударную силу составили полторы тысячи кубинских контрреволюционеров, прошедших подготовку в лагерях ЦРУ. Их свели в «бригаду 2506».
17 апреля 1961 года американские суда высадили десант на пляже Плайя-Хирон в бухте Кочинос (Залив свиней). Операцию поддерживала авиация США.
Через три дня все было кончено. Большинство наемников попали в плен. Кастро получил не только военную победу, но и политический аргумент: ООН осудила агрессию, а сам Фидель окончательно повернулся к марксизму и СССР.
Оружие и люди
Долгое время считалось, что советская помощь ограничилась поставками. В 1960 году на Кубу прибыли артиллерия, зенитные установки, танки Т-34 и самоходки САУ-100. Инструкторы учили кубинцев обращаться с техникой.
Но, как теперь выясняется, инструкторам пришлось не только учить.
Тема участия советских военных в боях на Плайя-Хирон десятилетиями оставалась табу. Ни в СССР, ни на Кубе о ней не писали. Завеса секретности начала приподниматься только в XXI веке.
Сто погибших?
Анатолий Дмитриев, служивший на Кубе в 1960-х, собрал свидетельства, которые рисуют иную картину. В своей рукописи он говорит о «многочисленных потерях среди советских военных советников и инструкторов при отражении десанта». По некоторым данным, речь идет примерно о сотне погибших.
Если это так, цифра поразительная: официальные потери Кубы в тех боях составили 156 человек. Получается, что советские военные были не просто советниками, а реальной боевой силой, принявшей на себя значительную часть удара.
В 2013 году несколько сенаторов внесли в Госдуму поправки к закону «О ветеранах», предлагая установить статус ветерана за «участие в боевых действиях на Плайя-Хирон». Инициатива не прошла. Многие из участников тех событий, вероятно, еще живы, но их подвиг так и остался неопризнанным.
Вертолеты над заливом
Дополнительные подробности раскопал в архивах кандидат исторических наук Виктор Уколов. В статье «Опыт применения военной вертолетной авиации СССР» он пишет об «активном участии» в кубинских событиях 220-го (437) отдельного вертолетного полка.
33 вертолета Ми-4, две эскадрильи. Считалось, что это подразделение прибыло на Кубу только в 1962 году. Но документы Архива Управления армейской авиации говорят другое.
«Вертолетчики наряду с решением транспортных и вспомогательных задач принимали участие в противодесантной операции на Плайя-Хирон путем огневой поддержки кубинских войск. Они вели огонь с бортового пулемета по противнику, который высаживался с кораблей».
Из-за сильной ПВО десанта стрельбу вели с висения, прячась за укрытия. По оценке специалистов, эта огневая поддержка «оказала существенное влияние на исход всей операции».
Успех в бухте Кочинос убедил Кастро: только СССР может гарантировать безопасность Кубы. Военное сотрудничество резко усилилось. Уже в 1962 году на острове находились 42 тысячи советских солдат.
«Они находились на острове для того, чтобы помочь нам отразить новое вторжение, которое на этот раз, после разгрома наемников на Плайя-Хирон, могло быть осуществлено непосредственно североамериканскими войсками», — писал Фидель Кастро.
До прямого столкновения с американцами дело не дошло. Но Карибский кризис, разразившийся через полтора года, показал, насколько близок был мир к ядерной войне.
А те, кто стрелял с вертолетов по десанту в апреле 1961-го, так и остались за кадром официальной истории. Без званий, без льгот, без благодарности страны, которую они защищали за тысячи километров от дома.