Что я узнала о лошадях, пройдя 300 км верхом
Два года назад я, никогда не сидевшая в седле, отправилась в недельный конный поход по Горному Алтаю. Это не просто часовая прогулка в сопровождении, это налаживание настоящих партнерских отношений, изучение привычек и характера лошади.
Этот опыт был настолько незабываемым, что этим летом я решила повторить и замахнулась на сложный, почти двухнедельный маршрут. С моими конями по кличке Малыш (в первом походе) и Рыжик (во втором походе) мы учились находить общий язык, шли на компромиссы и даже спорили. Рассказываю, что я узнала об этих сильных и умных созданиях, пройдя верхом около 300 км.
С нуля – на высоту
Как я уже упомянула, в конных делах я была абсолютно нулёвой. Мой опыт ограничивался катанием в детстве на пони. А еще однажды на ипподроме кормила лошадь морковкой. Жадный лошадиный рот захватил частично и мои пальцы. Особенно пострадал ноготь на безымянном – после он почернел и даже искривился, но, к счастью, со временем отрос.
В общем, отношение к коням у меня было боязливо-настороженное. Начитавшись накануне в интернете советов, градус тревоги зашкаливал. Везде писали, что перед первым конным походом надо пройти курс верховой езды. И не пару занятий, а несколько месяцев. Я этого, конечно же, не делала. Спойлер – это вовсе и необязательно.
90% похода по горам конь идет шагом, изредка – рысью. Галоп – нежелательное исключение. Главный плюс такого вида туризма в том, что лошадь везет на себе не только всадника, но весь груз, который распределен по бокам по суминам. В пеших походах турист тянет все на себе в рюкзаке. В сумме конь везет до 100 кг и больше в зависимости от объемов еды, снаряжения и комплекции человека. Скакать галопом по скалам животному с такой ношей самому не захочется, а если такое и случится, то собьет себе спину.
Необходимый уровень физической подготовки для такого похода я бы характеризовала как средний. Не нужно быть спортсменом. Здоровые колени, нормальный вес, средняя физическая и высокая психологическая выносливость – такой базовый минимум, по моему мнению. Почему важен последний пункт, расскажу чуть позже.
Лошади действительно пугливы
Есть фраза – «на кривой кобыле не подъедешь». Так вот к лошади как попало тоже не подойдешь. Они – создания осторожные. Первое правило – никогда не подходить к лошади сзади ближе, чем на метр. Испугавшись, она может лягнуть – мало не покажется.
Всегда нужно приближаться спереди или сбоку, чтобы конь тебя видел. В двух походах мои кони вели себя спокойно, но правило не подходить сзади я не нарушала.
Их может спугнуть даже внезапный шелест. Например, не вздумайте надевать в седле дождевик! Это может напугать лошадь так, что она резко дернется и побежит галопом, а в худшем случае – скинет наездника. Если лошадь сорвалась с места и не слушает повод, советуют вынуть ноги из стремян и аккуратно «эвакуироваться» на землю.
Встроенный автопилот
Приятной неожиданностью стало то, что лошадь сама выбирает себе тропу. Я думала, что придется постоянно «рулить» по сложному рельефу. Но оказалось, в походе кони идут цепочкой за вожаком, которым управляют проводник. Ты можешь расслабиться и любоваться видами, а не смотреть под копыта.
Причем у каждого коня свой стиль. Если Малыш шёл, просто повторяя путь впереди идущего, то Рыжик был стратегом. На опасных спусках он останавливался, оглядывал путь и сам выбирал самый безопасный вариант. Благодаря его расчётливости мы прошли сложные участки без единой царапины.
Лошади чувствуют твое настроение
Здесь мы возвращаемся к психологической выносливости. Лошадь — ваше живое зеркало. Заметила, что стоит занервничать — конь тут же перестает слушаться: ускоряется, кусается, отстает. Он читает вашу неуверенность как сигнал: «Вожак слаб, надо брать ситуацию в свои копыта».
Моему Малышу, несмотря на кличку, было 26 лет — как и мне на тот момент. Когда я была верхом, он вёл себя по-джентльменски. Но стоило мне спешиться на крутом склоне и повести его в поводу, он мгновенно почувствовал моё замешательство. На узкой тропе, скользко и каменистой тропинке начал меня подгонять: наступал на пятки, толкал головой в спину. Несколько раз я даже упала. В его глазах я была медлительным, неуклюжим существом. Он проверял, кто тут главный.
Пришлось отвоевывать свою позицию. Я говорила твёрдо, жёстко, останавливала его, отводила назад. Как только внутри меня сменилась паника на спокойную уверенность — он это почувствовал. И подчинился. В следующие дни Малыш шёл сзади аккуратно. Это был самый важный урок: чтобы лошадь слушалась, самое главное – внутренняя сила и уверенность.
Прощаясь с Малышом и Рыжиком, я благодарила их. Не только за пройденный путь, а за доверие. Вряд ли им было легко — таскать грузы по горам тяжело. Но этот опыт навсегда вытеснил мой детский страх, заменив его глубочайшим уважением.