Льняные купцы из-под Твери
Узнали о маслобойне, на площадях которой сегодня расположен «Мегапак» В июне исполнилось 120 лет со дня рождения Федора Коровкина, автора знаменитого учебника по истории Древнего мира. Детство и юность Федор провел в Рыбинске у родственников матери. И хотя его родители выходцы из богатых семей тверского Бежецка, в Рыбинске у Коровкиных тоже был бизнес. Сегодня на площадях рыбинского маслобойного завода расположено предприятие «Мегапак». Бежецк и Рыбинск В богатый торговый Рыбинск на рубеже XIX-XX веков охотно съезжаются купцы из соседних городов – открывают здесь филиалы, заводят знакомства, растят бизнес. Самые амбициозные и отчаянные переезжают насовсем. Многие отправляют сюда сыновей – продолжать и развивать отцовское дело. Так в Рыбинске оказались новгородский провизор, производитель минеральных вод Юлиус Бендт, питерский пивовар Иван Дурдин. И бежецкие братья Коровкины.
С тверским Бежецком дореволюционный Рыбинск связывали тесные деловые отношения, а с 1870-го еще и железная дорога. Это сегодня нам неочевидна эта связь двух городов, а еще 150 лет назад их объединяло общее торговое пространство. Жители Рыбинска и Бежецка регулярно встречались на ярмарках, например на легендарной Весьегонской ярмарке, самой крупной в северной России, где торговали мануфактурой и бакалеей.
Был у бежецких купчин и сердечный интерес. В маленьком Бежецке на пять тысяч жителей не хватало приличных партий для создания семей, и местные богатеи засылали сватов по всей округе. Искали и в солидном Рыбинске. Так образовывались не только деловые, но и семейные связи между нашими городами.
В метрических книгах рыбинских церквей есть упоминания о купцах и мещанах из Бежецка: в Рыбинске они женились, крестили здесь детей. Так, 23 мая 1878 года в Спасо-Преображенском соборе сделали запись о рождении девочки Елены. Ее родители – бежецкий купец Андрей Ракитин и его жена Александра. Их еще одна дочь Мария в 1895 году выйдет замуж за наследника пивного короля Ивана Дурдина, владельца рыбинского завода «Богемия».
Словом, наши города пронизывали многочисленные связи. И еще одну ниточку протянули бежецкие купцы Коровкины. Они занимались исконным бежецким промыслом – льном. Точнее, его переработкой, но не ткачеством, а маслобоем. На пустоши ручья Крутец В конце XIX века льняная пряжа и льняное семя – основные статьи российского импорта. В век парусников без льна обойтись было трудно: он давал и водостойкую крепчайшую парусину, и олифу для обработки морских кораблей.
Лен на пряжу – долгунец — требует особых погодных условий: прохлады и влажности. Только при соблюдении этих требований он тянется к солнцу, становится высоким, пригодным для обработки. Поэтому его выращивали на севере России, в том числе в Тверской губернии. А Бежецк по льнозаготовкам в Тверской губернии занимал первое место.
Льном занимались и купцы Коровкины – одни из самых богатых в городе. Представители фамилии не раз становились городскими головами, опекали местное училище, построили каменную школу, в народе известную как «Коровкинская».
Семья по купеческой традиции была многодетная, очень скоро в одном городе энергичным и многочисленным отпрыскам Коровкиных стало тесно. И тогда ветвь «Николаевичей» – Петр и Василий – отправляется в Рыбинск. Они открывают Торговый дом «Бр. Коровкины» с конторой напротив Спасо-Преображенского собора. А в 1899 году строят маслобойный заводик на левом берегу Волги, на пустоши ручья Крутец.
В те годы из тихого дачного массива рыбинское Заволжье постепенно превращается в промышленный центр. В 1904 году братья Нобель сооружают здесь первый в России слип – инженерное сооружение для спуска судна на воду. По соседству с маслобойным заводом строят картонную фабрику, на площадях которой сегодня расположена «Крома». И совсем неожиданное соседство: неподалеку на средства купцов возвели бурлацкую больницу – для захворавших в дороге корабельных «живых двигателей». Семена с Урала Что производят Петр и Василий Коровкины? В списке фабрик и заводов России за 1910 год их предприятие находится в разделе «Обработка питательных и вкусовых веществ. Маслобойное и маслоэкстракционное производство». Полное его название «Паровой маслобойный завод и варка льняной олифы». Олифой, среди прочего, покрывали иконы и посуду из дерева – от этого зависело качество деревянной утвари и прочность росписи.
Где берут сырье? Как ни странно, не в родной Тверской губернии. Важный момент: лучший лен на семя – кудряш – растет не на севере. Ему нужно больше солнца, чем долгунцу, для созревания семян требуется жаркое засушливое лето. Идеальные условия для кудряша в России – на Южном Урале, где континентальный климат создают тропические ветры, приходящие из Азии. Именно оттуда в Рыбинск и ехало сырье – льняное семя.
— В дореволюционное время завод работал исключительно на привозном сырье, перерабатывал семена льна-кудряша, доставляемого с Урала по рекам Каме и Волге, — читаем в исторической справке предприятия.
На предприятии Коровкиных в разные годы трудится от 70 до 80 чело-век. Братья постоянно расширяют производство, закупая прессы и станки нового типа.
— Сначала завод был полукустарным, работал на шести прессах. Затем установили новое оборудование: 15 англо-американских гидравлических прессов, 4 вальцовых станка. Двигательные установки завода: две паровые машины, четыре нефтяных двигателя и один дизель, — перечисляется в справке.
В момент расцвета завод Коровкиных за сутки перерабатывал 2200- 3300 пудов семян льна, то есть от 35 до 52 тонн льняного семени. Конечный продукт – льняное масло, олифа и жмых, которым подкармливали коров для надоев. Семья
По всей видимости, рыбинское дело Коровкиных процветало. Мы не знаем, жили ли они в Рыбинске постоянно. Но известно, что в нашем городе много времени в детстве проводил будущий ученый и автор учебника по истории сын Петра Коровкина Федор. Скорее всего, он приезжал к нам на лето, потому что известно – гимназию он все же окончил в Бежецке.
— Здесь, на берегах Волги, впервые проявился интерес Федора к истории. Переехав в Москву, Федор Петрович стал работать учителем, занимался научной деятельностью. Однако он не забывал родной город, переписывался с рыбинцами, — пишет краевед Дмитрий Романов в книге «Рыбинск в судьбах замечательных людей».
Известно, что, будучи уже всесоюзной величиной, Коровкин не раз посещал город детства, побывал у дальних родственников в Рыбинске. Учебник истории стал для него настоящим триумфом. После его издания Федор Коровкин стал кандидатом педагогических наук, заслуженным учителем и лауреатом Госпремии СССР.