"Перспектив дальнейшей работы не вижу". Артем Чеботарев объяснил свое решение выйти из состава справедливороссов
О возможной подоплеке такой спущенной сверху "революции" и ее любопытной предыстории "ОМ" поговорил с самим Артёмом Чеботаревым. Оказалось, что эта ситуация уже получила новое развитие – с одной стороны, неожиданное, с другой – вполне логичное.
- Итак, давайте по порядку. О Чеботареве слышали многие. А кто такой Калинин и откуда он взялся?
- На самом деле Вячеслав Вячеславович появился не вчера. О нем мы говорили давно, давно писали в Москву, направляли Сергею Михайловичу (Миронову. – "ОМ".) и обращения, и подтверждающие документы. Так же, как и я, Калинин был избран депутатом Саратовской областной думы в сентябре 2022 года. И практически с самого начала мы обратили внимание, что его бурная депутатская деятельность выглядит, скажу мягко, очень неоднозначно.
Взять хотя бы его странный интерес к застройке земель возле Горпарка в Саратове и его обращения в минстрой в поддержку застройщика. То есть он не просил лишний раз проконтролировать законность строительства или оценить обеспеченность территории объектами соцферы, а наоборот, направлял запросы, агитируя всех помочь застройщику внести разрешение на строительство в какой-то там реестр. То есть было стойкое ощущение, что он просто решил повлиять на этот вопрос, используя появившиеся у него рычаги. Возможно, даже в обход законных процедур. Позже, когда стали разбираться с этой застройкой, там всплыло столько подозрительных обстоятельств, что чиновники решили вообще отозвать у компании, за которую так бился Калинин, разрешение на строительство – СМИ об этом много писали.
Или, скажем, тема с разрекламированным Калининым запуском на базе нашего реготделения производства бронежилетов и беспилотников для нужд российской армии, которые, по мнению Вячеслава Вячеславовича, должны были все закупать с открытых сборов. Поскольку презентовал этот проект он именно от имени реготделения, там логично заинтересовались, что это за производитель, с которым мы, как выясняется, уже задним числом сотрудничаем, имеются ли у него необходимые лицензии и т.д., однако никакой информации он нам так и не предоставил. Даже федеральные кураторы Саратовской области от партии не смогли получить эти сведения. Зато выяснилось, что Калинин, никого не поставив в известность, уже успел сходить в правительство, где попытался убедить руководство области пролоббировать тему продажи бронежилетов и дронов неизвестного производителя на более высоком уровне. К счастью, безуспешно. Вице-губернатор потом потребовал от меня как руководителя фракции прояснить ему ситуацию, обвиняя реготделение и партию в целом в попытках заработать на помощи армии.
После всего этого мы провели совет в отделении, решили направить всю информацию по поводу деятельности Калинина в Москву. Мы прекрасно понимали, что речь здесь идет не просто об ущербе репутации партии - всё гораздо серьезнее. Тем более, что подобные поступки Вячеслава Вячеславовича на этом не прекратились. Всю информацию о них мы передавали наверх, писали письма и обращения. Долго ждали реакции и вот, похоже, дождались.
- К "Справедливой России", как и к любой партии, можно относиться по-разному. Но то, что сегодня она в Саратове ассоциируется больше всего именно с Чеботаревым, это очевидно. От этого вам, наверное, вдвойне обидно за происходящее…
- Без лишней скромности считаю, что действительно много усилий вложил в партию. Внёс вклад в её узнаваемость, в закрепление нашего отношения к текущей ситуации на международной арене. Наша партия показывала рост по численности, мы открывали новые отделения, поднимались в федеральных партийных рейтингах. Нам удавалось первыми определять многие актуальные для жителей региона приоритеты. Я участник СВО, сейчас заместитель председателя комитета по спорту в областной думе, вхожу в комитет по бюджету.
И вот теперь, представьте, вдруг узнаю, что Вячеслав Вячеславович Калинин будет возглавлять наш партийный список на выборах в Госдуму. То есть нам как партии предстоит идти под его флагом. Мы – говорю и за себя, и за других таких же идейных коллег и соратников - понимаем задачи, которые сегодня ставит страна. А еще прекрасно понимаем, что с такими лидерами перспектив у нас немного.
В связи с этим я поехал в Москву и прямо заявил, что мы как региональное отделение не можем позволить этому человеку выдвигаться. И что же в ответ? Спускается рекомендация, чтобы сместить меня с должности председателя и поставить на это место Вячеслава Вячеславовича. То есть он теперь будет и список возглавлять, и отделением руководить.
Обидно ли мне? Скорее просто неприятно. Чисто физически. Если партия сегодня выбирает такой путь, если она поддерживает не участников СВО, а в первую очередь предприимчивого, на мой взгляд, иногда даже слишком, коммерсанта — подчеркну, вся информация о бизнесе Калинина есть в открытом доступе (по данным из открытых источников, коммерческие проекты, которыми владеет Калинин, "прописаны" в Москве, а не Саратове, там же он зарегистрирован и как ИП. – "ОМ".) — то такой выбор мне абсолютно непонятен. Особенно в условиях сегодняшних событий и процессов внутри страны, когда президент страны говорит о формировании новой элиты из тех, кто прошел специальную военную операцию. А тут вдруг такой выбор, больше похожий на какую-то провокацию.
- Что за история с аудитом деятельности реготделения, о необходимости которого Калинин уже успел объявить в СМИ?
- Если честно, я вообще не понимаю, о чем он ведет речь. Мы открыли пять новых отделений в районах Саратовской области и провели санацию существующих, смогли возобновить работу партийного молодежного крыла и сформировать составы участковых избирательных комиссий, значительно - до 4 870 человек – увеличили общую численность. Отчет о работе нашего регионального отделения за 2025 год вошел в пятерку лучших по всей стране. Если брать внутренний партийный рейтинг, за три года саратовское отделение поднялось в нем с 60-го на 36-е место. Что ещё тут хочет проверять Вячеслав Вячеславович, если партия сама уже не раз проверяла нашу работу и дала ей в итоге, считаю, абсолютно заслуженную высокую оценку?
Что же касается непосредственно финансово-хозяйственной деятельности отделения, для ее проверок существует контрольно-ревизионная комиссия, которая занимается ими на постоянной основе. Странно, что Вячеслав Вячеславович об этом до сих пор не знает или же делает вид, что не знает. И вообще открою небольшой секрет: непосредственно партия финансирует не более ¼ расходов реготделения. Вопросы с остальным приходится решать уже на местах, используя в том числе собственный авторитет. Считаю, здесь Калинину тоже есть над чем задуматься.
А если серьезно, всю подобную активность с его стороны мне сложно воспринимать иначе как очередную попытку осознанно запустить деструктивные процессы в работе партии. Почему очередную? Простой пример – нехорошая и странная ситуация в Краснокутском районе, который как раз входит в округ Калинина. И этот район оказался практически единственным муниципалитетом, где не просто был полностью провален и закрыт наш федеральный – я подчеркиваю, федеральный - везде востребованный и доказавший свою эффективность проект по оказанию бесплатной юридической помощи на местах. Там теперь фактически заблокирована работа местного отделения – насколько я в курсе, дело дошло до прямых оскорблений со стороны Калинина в адрес председателя отделения Татьяной Кузнецовой, к слову, тоже участницы СВО. И этого человека теперь ставят во главе регионального отделения? До сих пор в голове не укладывается.
- Со стороны ситуация действительно выглядит безвыходной. С другой стороны, в политике всегда далеко не все объясняется с точки зрения логики и здравого смысла. Разве нет?
- Не согласен. Безвыходных ситуаций, как известно, не бывает. Да, перспектив дальнейшей работы с этой партийной организацией я больше не вижу. Если эти люди сегодня действуют так, кто знает, что они могут придумать и куда повести народ завтра? Поэтому я принял ответственное решение: из партии "Справедливая Россия" я выхожу. Всё просто и логично.
Буду заниматься Федерацией бокса. Остаюсь депутатом по одномандатному округу, у меня мандат еще на два года. Будем искать других людей из тех, кто близок нам по духу и с которыми нам по пути. Которые, как и мы, понимают происходящие процессы, являются настоящими патриотами Родины и готовы биться и сражаться за правду и справедливость.
- Хотите сказать, что, уходя из партии, ни о чем не жалеете?
- Больше всего жаль коллектив. У нас собралась замечательная и без преувеличения талантливая команда – отсюда и высокие показатели реготеделения. Многие из коллег начинали со специалистов кол-центра и агитаторов и в итоге выросли в отличных методистов и руководителей. Они действительно горят общей идеей, готовы и хотят развиваться дальше. А тот же Вячеслав Вячеславович уже дал понять, что после сентября (то есть после выборов в Госдуму. – "ОМ".) заниматься отделением ему неинтересно. И вот это для меня самое печальное. Впрочем, с другой стороны, учитывая то, о чем я уже говорил, особой неожиданностью для всех нас это не стало.
- Вернемся к лично вашим планам. Это в итоге будет какая-то новая партия? Или намерены присоединиться к уже существующим движениям и течениям?
- К предложениям мы открыты. Уже есть несколько интересных вариантов взаимодействия с теми, чьи позиции сегодня схожи с моими взглядами на то, как должна быть организована жизнь внутри страны. Ведем диалоги, обсуждаем компромиссы. Самое главное - я понимаю позицию этих людей, принимаю ее и могу логично её объяснить. Так что, посмотрим, как сложится жизнь.
Повторюсь, в любом случае, я остаюсь и руководителем Федерации бокса, и действующим депутатом. Будем стараться не просто сохранить возможности для работы, но и усилить их. Сдаваться точно не в наших правилах.