Китай вводит налог на презервативы из-за резкого снижения рождаемости
Согласно пересмотренному закону о налоге на добавленную стоимость (НДС), принятому в конце 2024 года, с 1 января 2026 года презервативы и оральные контрацептивы перестанут быть освобождёнными от налога и будут облагаться НДС в размере до 13%.
Это изменение отменяет исключение, действовавшее с 1993 года, когда в полной мере действовала политика «Одна семья — один ребёнок» и государство поощряло широкое использование средств контрацепции.
В то же время в список освобождённых от уплаты налогов были включены брачные агентства.
В обновлённом законе также предусмотрены новые налоговые льготы для услуг, которые, по мнению правительства, способствуют созданию семьи: услуги по уходу за детьми от яслей до детских садов, услуги по уходу за пожилыми людьми, услуги для людей с ограниченными возможностями и услуги, связанные с заключением брака.
Этот шаг был предпринят на фоне того, что китайские власти проводят более масштабную политику, направленную на улучшение структуры населения и усиление поддержки рождаемости, поскольку в Китае наблюдается низкий уровень рождаемости и стремительное старение населения.
Демографический кризис
Официальные данные показывают, что в 2024 году население Китая сократилось третий год подряд — на 1,39 млн человек, до примерно 1,408 млрд, поскольку смертность снова превысила рождаемость.
В 2024 году в стране было зарегистрировано 9,54 млн рождений и 10,93 млн смертей, что соответствует отрицательному естественному приросту населения примерно в -1 на 1000 человек.
При этом менее чем за десять лет рождаемость сократилась более чем в два раза.
В 2016 году в Китае родилось около 18 млн детей. К 2023 году эта цифра снизилась примерно до 9 млн, а смертность выросла до 11,1 млн, по данным Института международной экономики Петерсона (PIIE).
Аналитический центр в Вашингтоне назвал этот спад «почти необратимым» без проведения глубоких структурных реформ.
Общий коэффициент рождаемости в Китае оценивается примерно в 1,09 рождений на одну женщину, что значительно ниже показателя в 2,1, необходимого для поддержания численности населения на стабильном уровне. Таким образом, Китай входит в число стран с «сверхнизкой» рождаемостью, таких как Южная Корея и некоторые страны Европы, согласно анализу ООН в отношении прогнозов численности населения, проведённому Академией Аполлона.
Согласно прогнозам, численность трудоспособного населения Китая может сократиться с нынешних 900 млн до примерно 250 млн к концу столетия, если нынешние тенденции сохранятся.
Быстрое старение населения Китая усиливает финансовое давление.
По данным Государственного совета Китая, к концу 2024 года около 310 млн человек будут в возрасте 60 лет и старше, что составляет примерно 22% населения, а около 220 млн человек будут в возрасте 65 лет и старше.
Согласно прогнозам Пекина, к 2035 году люди старше 60 лет могут составлять около 30% населения, то есть более 400 млн человек могут относиться к этой возрастной группе.
Этот сдвиг уже оказывает давление на действующую в Китае систему пенсионного обеспечения, при которой взносы нынешних работников и работодателей используются для выплат нынешним пенсионерам, а не накапливаются в полном объёме. Поскольку число пенсионеров растёт быстрее, чем число работников, система испытывает нагрузку.
Исследования Китайской академии общественных наук и других исследователей предупреждают, что основной городской базовый пенсионный фонд может столкнуться с истощением примерно к 2035 году без проведения реформ или крупных перераспределений государственных активов, что подтолкнёт Пекин к повышению установленного законом пенсионного возраста с 2025 года впервые за 70 лет.
От политики «одна семья — один ребёнок» к политике «одна семья — три ребёнка»
Новый налог на контрацепцию знаменует собой символический разрыв с эпохой, когда Коммунистическая партия Китая тратила огромные ресурсы на то, чтобы люди не рожали «слишком много» детей.
Политика «Одна семья — один ребёнок», введённая в Китае в конце 1970-х — начале 1980-х годов и действовавшая до 2015 года, ограничивала большинство городских пар одним ребёнком.
Применение этой политики зависело от региона и социального статуса, но во многих областях она опиралась на штрафы, тщательный контроль и в некоторых случаях, принудительные аборты и стерилизацию.
В период с 1980 по 2014 год более 300 млн женщин получили внутриматочные спирали (ВМС) в рамках государственных программ планирования семьи, а более 100 млн были стерилизованы.
В 2015 году Пекин официально отменил правило «одна семья — один ребёнок» и с 2016 года разрешил всем парам иметь двоих детей.
Когда эти изменения не привели к устойчивому бэби-буму, в 2021 году власти предприняли новые шаги, введя политику «трёх детей» и отменив большинство штрафов за рождение детей сверх квоты.
Недавнее юридическое исследование, опубликованное в Jindal Global Law Review, описывает этот сдвиг как явное «отклонение» от политики — от строгого контроля рождаемости к «натализму», то есть поддерживаемому государством стремлению повысить уровень рождаемости.
В докладе утверждается, что система по-прежнему основана на подходе «сверху вниз», который жёстко ограничивает репродуктивный выбор женщин законом и политикой.
Берлинский аналитический центр Mercator Institute for China Studies (MERICS) говорит, что китайская пропаганда всё чаще преподносит деторождение как «национальный долг», ссылаясь на связанные с партией органы здравоохранения, которые призывают молодых людей стремиться к «прекрасной любви, гармоничной семье и счастливой жизни в новую эпоху».
В докладе также отмечается, что законодательство Китая теперь предусматривает вступление в брак и рождение детей в «подходящем возрасте», который, согласно официальным комментариям, для женщин составляет примерно 23–28 лет.
Высокие расходы, слабые перспективы трудоустройства и меньшее количество браков
Однако до сих пор изменения в политике мало повлияли на факторы, определяющие решения молодых китайцев о создании семьи.
Исследования показывают, что воспитание ребёнка в Китае обходится дороже, чем в любой другой стране мира, относительно уровня дохода.
Согласно отчёту Пекинского института демографических исследований YuWa, по оценкам стоимость воспитания ребёнка до 18 лет примерно в 6,3 раза превышает ВВП Китая на душу населения, а средние расходы на обучение ребёнка в университете составляют около 680 тыс. юаней (примерно $95 тыс.). В крупных городах эти расходы ещё выше, если учесть расходы на жильё, школы и внеклассные занятия.
Уровень безработицы среди молодёжи также остаётся высоким, несмотря на общий экономический рост.
В августе официальные данные показали, что уровень безработицы среди молодёжи (в возрасте от 16 до 24 лет) составляет около 19% — это самый высокий показатель с тех пор, как в декабре 2023 года Пекин ввёл пересмотренную методологию, которая снизила этот показатель за счёт исключения студентов.
Для сравнения: средний уровень безработицы среди молодёжи в странах ОЭСР (разделяющих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики) составлял в июле 11,2%, в США — 10,8%, а в Японии — 4,1%.
Эти факторы помогают объяснить, почему люди реже вступают в брак.
По данным Министерства по гражданским делам, в 2024 году было зарегистрировано около 6,1 млн браков, что на 20% меньше, чем в 2023 году. Это снижение наблюдается пятый год подряд и является самым значительным за всю историю.
Количество браков в Китае сократилось примерно до 4,3 на 1000 человек, и демографы ожидают дальнейшего снижения этого показателя, поскольку всё больше молодых людей откладывают вступление в брак или вовсе отказываются от него.