Анализ: За военными учениями вокруг Тайваня скрываются проблемы в правительстве Китая
Всего за три дня до Нового года китайские военные провели учения с боевой стрельбой в море и у берегов Тайваня. Командование Восточного театра военных действий объявило, что оно задействовало эсминцы, бомбардировщики, беспилотные летательные аппараты, десантные корабли и другое вооружение для проверки боеготовности в целях блокады и контроля портов и критически важных районов.
Военные Тайваня отметили, что последние китайские учения проходили ближе к главному острову Тайваня, чем предыдущие. По данным Министерства национальной обороны Тайваня, десять китайских ракет были выпущены в пределах 24-мильной (39 км) зоны Тайваня, а несколько китайских военно-морских судов и кораблей береговой охраны также вошли в эту зону.
Представитель министерства обороны Китая назвал учения «суровым предупреждением» для независимых сил Тайваня и «вмешательством извне», когда его спросили на регулярном ежемесячном брифинге в начале этой недели, были ли эти манёвры ответом на недавние поставки оружия Тайваню из США.
Действия Народно-освободительной армии Китая (НОАК) произошли примерно через две недели после того, как администрация Трампа одобрила рекордную продажу оружия Тайваню на сумму $11,1 млрд. Это самый крупный пакет вооружений, когда-либо предлагавшийся Соединёнными Штатами для самоуправляемого острова.
По словам Су Цзыюня, научного сотрудника Института исследований национальной обороны и безопасности, финансируемого правительством Тайваня аналитического центра, хотя учения могут быть направлены на демонстрацию недовольства Пекина растущей международной поддержкой Тайваня, свою роль может сыграть и политическое давление внутри руководства Коммунистической партии Китая.
Он отметил, что китайские военные провели учения через неделю после того, как руководство страны назначило нового командующего, который будет курировать операции на Тайване.
Ян Чжибинь был возведён в звание полного генерала на церемонии в Пекине, сообщили государственные СМИ Синьхуа 22 декабря 2025 года. В отчёте Ян упоминался как глава командования Восточного театра военных действий НОАК, титул, который Пекин ранее никогда не раскрывал.
Церемония повышения в должности — первая и единственная в 2025 году — прошла на фоне масштабной антикоррупционной кампании, в результате которой были отстранены от должности десятки военачальников, в том числе некоторые давние соратники Си Цзиньпина.
Восточная зона боевых действий, созданная Си Цзиньпином в рамках масштабной военной реформы в 2016 году, охватывает наиболее политически чувствительные для Китая районы, в том числе Восточно-Китайское море и Тайваньский пролив.
По мере углубления чистки в НОАК, его командование стало главной мишенью. В ходе одного из крупнейших однодневных увольнений военачальников за последние десятилетия Пекин исключил девять высших командиров из партии и вооружённых сил, обвинив их в коррупции и злоупотреблении властью. Семеро из девяти ранее служили в командовании Восточного театра военных действий, причём Линь Сянъян и Хэ Вэйдун были его бывшими командирами.
Кроме того, военные учения начались менее чем через 24 часа после Шанхайско-Тайбэйского форума — ежегодного мероприятия, которое, по словам китайских властей, направлено на содействие мирному развитию отношений между двумя берегами Тайваньского пролива.
В этом году мэр Тайбэя Чан Ваньань возглавил делегацию, которая 28 декабря 2025 года отправилась в Шанхай, где он и мэр Шанхая Гун Чжэн подписали два меморандума о взаимопонимании, направленных на укрепление сотрудничества в области управления водными ресурсами и профессиональной подготовки.
«Внезапные военные действия Китая, особенно последовавшие сразу за форумом городов-побратимов по обе стороны пролива, крайне необычны», — сказал Су, тайваньский эксперт по возможностям и культуре НОАК, в интервью The Epoch Times.
Форум, состоявшийся в Шанхае 27–28 декабря 2025 года и считающийся многими политически чувствительным, является ежегодным мероприятием, служащим платформой для обмена мнениями между лидерами Тайбэя и Шанхая.
Ссылаясь на недавние слухи о министре обороны Китая, Су предположил, что Пекин может использовать активизацию действий против Тайваня, чтобы отвлечь внимание от борьбы за власть в высших эшелонах компартии.
«Возможно, внутри партии возникли какие-то проблемы, из-за которых Пекин поспешил организовать такие военные учения. Это сделано для того, чтобы ослабить политическое давление», — сказал он.
Реакция
По словам Шэнь Минши, научного сотрудника тайваньского аналитического центра «Институт исследований национальной обороны и безопасности», руководство в Пекине, похоже, использует Тайвань, чтобы показать, что, несмотря на коррупцию, НОАК по-прежнему способна захватить регион, на который она давно претендует.
«НОАК стремится использовать эти военные учения, чтобы продемонстрировать, что её боеспособность не пострадала, несмотря на коррупцию среди высшего военного руководства, — сказал Шэнь в интервью The Epoch Times. — Они хотят доказать, что по-прежнему могут проводить крупномасштабные учения и, в случае необходимости, применять силу против Тайваня».
Накачивая военную мощь, Пекин также стремится оказать давление на Токио и Вашингтон, отметил Шэнь, добавив, что он не ожидает, что японское правительство отступит, а США прекратят вооружать Тайвань.
Вместо этого, по его словам, «Пекин столкнётся с ещё большей негативной реакцией».
«Международное сообщество будет уделять больше внимания обороне Тайваня, а также влиянию учений на отношения между двумя берегами пролива и на Индо-Тихоокеанский регион в целом. Учения могут даже усилить международную поддержку Тайваня».
Китай развернул масштабную кампанию против Японии после того, как её премьер-министр Санаэ Такаити в ответ на парламентский запрос в ноябре 2025 года связал ситуацию на Тайване с потенциальной «угрозой выживанию» Японии. Такая классификация может позволить правительству мобилизовать собственные войска для вмешательства.
Такаити заявила, что её правительство по-прежнему открыто для диалога с китайской стороной, но отвергла требование Пекина отозвать её предыдущие высказывания, которые, по её словам, соответствуют давней политике Токио.
Министерство иностранных дел Японии выразило обеспокоенность в связи с последними учениями Пекина вблизи Тайваня, который находится всего в 110 км от самой западной точки материковой части Китая. Государственный департамент США также призвал Пекин к сдержанности и прекращению военного давления на Тайвань.
«Военная активность Китая и его риторика в отношении Тайваня и других стран региона неоправданно усиливают напряжённость», — заявил Томми Пиготт, представитель Госдепартамента 1 января.
«Соединённые Штаты поддерживают мир и стабильность в Тайваньском проливе и выступают против одностороннего изменения статус-кво, в том числе с применением силы или принуждения», — добавил Пиготт.
Ло Я и Фрэнк Фанг внесли вклад в подготовку этого репортажа.