Операция в Венесуэле как прецедент
События субботы, 3 января, в Венесуэле потрясли латиноамериканский регион и мир своей молниеносностью. В считаные часы и, как представляется, без сопротивления Вооружённых сил этой южноамериканской страны американцы выкрали президента Николаса Мадуро с его женой, и сейчас они находятся под стражей в Нью-Йорке.
На договорной характер смещения венесуэльского лидера указывает не только бездействие военных, чей потенциал в сфере ПВО, оснащённой российскими вооружениями, до агрессии рассматривался как реальный фактор сдерживания, но и то, что остальную часть руководства в Каракасе не тронули. Более того, со слов Дональда Трампа, после продолжительного разговора с главой госдепа Марко Рубио вице-президент Венесуэлы Делси Родригес согласилась пойти на сотрудничество с Вашингтоном в полной мере, что способно породить спекуляции относительно того, когда начались подобные контакты.
Лидеры, ориентирующиеся на Белый дом, такие как аргентинец Хавьер Милей, сальвадорец Найиб Букеле, избранный президент Чили Хосе Антонио Каст, поддержали акт вооружённой агрессии против суверенного государства, тогда как руководители левой ориентации в Колумбии, Бразилии, традиционно антагонистически настроенных по отношению к Вашингтону Никарагуа и Кубы произошедшее решительно осудили. В случае Кубы ситуация несколько сложнее простых политических деклараций про американский империализм и солидарность с братским венесуэльским народом.
Решение Белого дома напасть на Венесуэлу и силовым путём сменить власть в Каракасе, а также то, насколько стремительно и без потерь личного состава и техники США это удалось, не может не вызывать беспокойства в Гаване.
Во-первых, Куба, чья энергосистема трещит по швам, рискует столкнуться с ещё большими проблемами, ведь отныне полагаться на поставки венесуэльской нефти она не сможет. В условиях географической удалённости союзников, способных её поддержать, это обстоятельство угрожает дестабилизацией внутри страны – экономической и социальной.
Во-вторых, фактор Рубио, сына выходцев с Кубы, неоконсерватора и многолетнего противника правительств в Гаване, Каракасе и Манагуа, также должен сыграть свою роль в дальнейшем ужесточении позиции США по отношению к этому островному государству.
Вскоре после операции против Мадуро Трамп заявил, что и с управляемой картелями Мексикой что-то нужно делать, и Кубу на победной пресс-конференции американского военно-политического руководства упоминали. Ещё раньше, в декабре, американский президент говорил прямым текстом, что если президент Колумбии не образумится, то он следующий. Предлог – та же самая антинаркотическая повестка, под предлогом которой США удаляли от власти Мадуро. Хотя степень популярности Густаво Петро в среде военных и их готовность его защищать – вопрос дискутабельный, вероятнее сценарий, при котором Вашингтон будет пытаться повлиять на предстоящие в 2026 г. выборы и привести к власти традиционно комплиментарно настроенных к Белому дому правых. Тем более, что в ходе недавнего электорального цикла в Гондурасе Вашингтон санкциями и заявлениями уже способствовал победе своего фаворита.
Наконец, глобальный эффект от действий Трампа против Венесуэлы касается американо-китайского противостояния. Вскоре после публикации Стратегии национальной безопасности США, в которой была подтверждена позиция Вашингтона о поддержании статус-кво по Тайваню и декларирована ужесточённая версия доктрины Монро, Пекин представил свою внешнеполитическую концепцию в отношении Латинской Америки. Её достаточно широко толковали как сигнал со стороны Китая, что регион, в котором у него обширные торгово-экономические интересы, он уступать Белому дому не собирается.
Демонстративность действий Вашингтона лишь подчеркнул тот факт, что ещё 2 января Мадуро встречался в Каракасе со специальным посланником Си Цзиньпина по Латинской Америке.
Таким образом, США дают понять, что период, когда Латинская Америка не была в центре внимания Вашингтона, а его внешнеполитические приоритеты находились на Ближнем Востоке, подошёл к концу. Отныне, по крайней мере при администрации Трампа и его потенциальных преемников, внерегиональные державы, заинтересованные в реализации в Латинской Америке проектов, которые Соединённые Штаты могут счесть угрозой их национальной безопасности, должны быть готовы выходить за рамки деклараций и идти дальше в своей поддержке правительств региона.
Автор: Олег Краев, кандидат философских наук, журналист-международник.