Штурмовые группы зачищают дома и подвалы от прячущихся там националистов
У многих на руках или в машинах дети и старики. На выездах после блокпоста их ждут автобусы. Подразделения ДНР проверяют мужчин. Среди мирных жителей могут оказаться бойцы ВСУ и нацбатальонов, запрещенных в России. Их определяют по наличию татуировок и характерным следам на теле от огнестрельного оружия.
Кроме того, украинские власти города оставили жителей без электричества и воды. Людям приходится рисковать жизнью, идя за водой в зону активных "боевых действий".
Дорога, по которой журналисты "РГ" проехали на окраину города, забита колоннами машин и пешими людьми. Многие автомобили без остекления и имеют пулевые и осколочные отметины. Но сейчас не задумываются о внешнем виде транспортного средства. Главное - оно на ходу, а значит - это жизнь. Эту дорогу военнослужащие народной милиции ДНР мрачно прозвали "дорогой жизни". Они же совместно с российскими военнослужащими ее и охраняют.
Перед городом рядом с дорогой стоит разбитое здание морга.
"На втором этаже была оборонительный пункт ВСУ, - рассказывает боец ДНР (имя просил не называть). - Они стреляли в мирных людей, не давали им выехать из города. Даже не разрешали похоронить умерших родственников. Если пойдете туда, будьте внимательны, - предупреждает боец, - смотрите под ноги".
В вестибюле перед входом на полу стоит ящик с бутылками "коктейля Молотова". Националисты ВСУ не успели ими воспользоваться. Под ногами - патроны, гильзы и разбитые стекла. В главном зале в углу - три гроба с крестами и венками, готовыми для захоронения. В другой стороне на полу лежат трупы мирных людей, завернутые в простыни и одеяла. В других залах такая же картина. На это нельзя спокойно смотреть.
Первая поездка на окраину Мариуполя быстротечная. На съемку нам дали 20 минут, здесь небезопасно. Вчера это место было обстреляно. За это время трудно даже понять, что можно успеть снять. Но все же удалось повстречаться с бойцами из Чеченской республики. Трое мужчин, проезжая на военном УАЗе, остановились и вышли с нами поздороваться. Предупредили, чтобы мы были осторожны и разрешили, чтобы мы их сфотографировать. Это на войне редкость.
Звуки канонады доносятся, их слышно. В самом городе работают штурмовые группы, они зачищают дома и подвалы от спрятавшихся украинских националистов, которые еще могут совершать диверсии. Один из центров сопротивления националистов - завод "Азовсталь". Но оборона боевиков уже прорвана и ослаблена.