Синдром второго сезона. О сериале «Фишер. Затмение»
| Для «Татьянина дня» важен христианский взгляд на современность. Поэтому мы говорим и о тех культурных явлениях, которые, не будучи религиозными напрямую, обращаются к вечным смыслам. |
1994 год, лихолетье. В вымышленном городе Курортный с изощренной жестокостью происходят убийства рыжих девушек. Следователь прокуратуры Боков, и. о. начальника милиции города Надежда Райкина (Ирина Старшенбаум) и сотрудник милиции Иван Злобин (Никита Худяков) выслеживают убийцу. Параллельно основному сюжету разворачиваются личные драмы младшей сестры Райкиной Саши (Алена Долголенко), жены Злобина Дины (Юлия Ильина) и автомобильного перегонщика Антона (Богдан Жилин).
Сюжетные линии причудливо смешиваются и рисуют картину непростого быта в России начала 90-х. Неспроста подзаголовок второго сезона сериала вызвал столько вопросов. Что значит это затмение? Затмит ли новое дело Бокова страшную историю Фишера?
Скорее — нет.
В футболе есть такое понятие, как синдром второго сезона. Команда, добившись значительного по своим меркам успеха, на следующий год испытывает большие сложности с результатами. Часто приходится слышать, что завоевать чемпионство сложно, но еще сложнее его удержать.
Схожая ситуация сложилась со вторым сезоном «Фишера». Перед нами вполне голливудская история успеха. Для сценаристов Сергея Кальварского и Натальи Капустиной работа над «Фишером» была не только первым опытом создания сценария для телесериала, но и осуществлением мечты. В интервью «Кинопоиску» они утверждали, что являются большими фанатами фильмов о маньяках и жанра неонуар. Кроме того, у Кальварского и Капустиной был личный мотив, чтобы перенести историю Сергея Головкина на экран — они живут недалеко от того места, где разместил логово чудовищный убийца. Время действия сериала — закат Советского Союза, зарождение новой России — хорошо знакомо Кальварскому: в 1986 году, когда происходит действие первого сезона, он поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии и играл в студенческих постановках театра имени Ленсовета.
Режиссерами первого сезона стал дуэт Сергея Тарамаева и Любови Львовой («Черная весна», «Дети перемен»). Это чуть ли не самая интригующая творческая пара современного российского кино, которой под силу смешивать такие темы, как одиночество, противостояние добра и зла, место творческого человека в этом мире. Тарамаев весьма показательно ответил на вопрос, почему российские режиссеры так часто обращаются к ретро-тематике: «Потому что там развязаны руки. Нет ограничений, нет рамок, но есть огромное поле для фантазии. Выбирая эстетику, в прошлом чувствуешь себя свободнее, чем в сегодняшнем мире». Любовь Львова добавляла: «Хочется создать свой эстетичный мир, который вроде бы похож на ту правду, что была, скажем, 20 лет назад, но в который можно поместить много придуманного».
Еще одним ингредиентом в рецепте успеха стала энергия продюсера Фёдора Бондарчука. В результате получился один из лучших сериалов последних лет: редкий пример, чтобы на российском материале удавалось снять по-настоящему пугающую, увлекательную историю о преступности вообще и конкретном преступнике в частности.
Создатели сериала считали историю «Фишера» законченной и не хотели делать продолжение. Но в дело вновь вступил Бондарчук. В интервью проекту Snob Кальварский признавался: «И Фёдор, и платформа Wink считали, что первый сезон прошел довольно успешно и нужно снимать второй. Мы с Наташей Капустиной сначала были категорически против этого. Во-первых, мы собирались сменить жанр и снимать совершенно другой следующий проект. <…> Во-вторых, нам казалось, что эта история исчерпана: Фишера поймали, судьба его известна. Что еще об этом можно рассказать?»
Но дело было сделано, и пришлось решать, о чем еще можно рассказать. Параллельно сменился режиссер: вместо дуэта Тарамаев-Львова был приглашен Александр Цой, известный по сериалам «Смычок» и «Трудные подростки», который с порога признал, что его «Фишер» понравится не всем.
По словам шоураннеров, первый сезон «Фишера» снимался не ради жизнеописания маньяка Головкина и даже не история охоты на убийцу. Авторов интересовала природа зла. По словам Кальварского, «Мы хотели рассказать про абсолютное зло. И про то, что чем больше прикасаешься к злу, тем больше оно тебя поглощает. Самое страшное, когда люди вынуждены ежедневно иметь с ним дело, и это убивает в них всё живое». Темой второго сезона стал свет. «Я бы сказал так: это сезон о прощении, о даре, про который мы говорили, — сохранять свет, когда вокруг темно и безнадежно, — объяснял Александр Цой. — И о том, что зло бывает настолько близко».
Кальварский и Капустина заранее оговорили, что второй сезон будет самостоятельным художественным произведением, которое должно быть интересно не только фанатам «Фишера». По уверению сценаристов, второй сезон, несмотря на фантастичность сюжета, основан на реальных событиях. При этом они сильно переработали оригинальную историю в угоду авторскому замыслу. В центре сюжета по-прежнему Боков: яркий, харизматичный, деятельный, готовый прийти на помощь. Именно он произносит ключевую реплику сезона: «Зла, когда много становится, его не спрячешь… <…> Вылезает оно… И ты его обязательно увидишь». Ему вторит Александр Цой: «Затмение — про тьму, которая образовалась вокруг героев».
Вторым условием, при котором Кальварский и Капустина соглашались вернуться к «Фишеру», стала смена актерского состава. Сериал по праву можно назвать бенефисом актера Никиты Худякова: дебютанту досталась определяющая роль, с которой он, безусловно, справился. Чтобы оправдать смену актеров, время действия перенесли в середину девяностых. События сериала развиваются в вымышленном городе на юге страны (Кальварский признает, что подразумевался Сочи, но по финансовым и художественным причинам съемки проходили в Абхазии). То тут, то там разбросаны маркеры времени: сотрудники милиции упоминают закон об уголовной ответственности за хранение валюты, персонажи по привычке называют Санкт-Петербург Ленинградом, по телевизору показывают «Поле чудес», играет популярная в то время музыка, в кадр попадают ручные видеокамеры, массивные видеомагнитофоны и VHS- кассеты, Козырев (Александр Яценко) раскладывает на компьютере пасьянс.
Оператор Максим Осадчий («Обитаемый остров», «Сталинград», «История одного назначения») по обыкновению мастерски поработал со светом: камера выхватывает лица героев, лепит характеры с помощью сочетания света и тьмы. Это работает на главную тему сериала — борьбу добра со злом, света со тьмой, сотрудников правопорядка с очередным злодеем-маньяком.
Не лишен сериал и сатирической составляющей, за которую отвечает линия мэра Курортного Валентины Ивановны (Александра Ребенок) и политтехнолога Глеба (Алексей Аграновский). Люди, заставшие девяностые, без труда опознают этих персонажей. Как подытоживает жена персонажа Никиты Худякова Дина (Юлия Ильина), «у нас весь город либо бандиты, либо наркоманы, либо милиционеры»…
Тем не менее, второй сезон «Фишера» зрители приняли в штыки. В адрес авторов посыпались небеспочвенные упреки в слабости сценария, запутанности сюжета, обилии сюжетных линий, не нашедших завершения. Скомканной получилась и концовка. Шоураннеры оправдывались сложностями производства, изменениями в законодательстве и общественной атмосфере. Как и хотел режиссер Александр Цой, его творение никого не составило равнодушным.
Однако, на мой личный вкус, второй сезон «Фишера» вышел далеко не безнадежным. И хотя он уступает первому, авторам удалось создать причудливый мир, со своими законами, ангелами и демонами, а за перипетиями сюжета по-прежнему интересно наблюдать.
Как бы то ни было, любое затмение когда-нибудь заканчивается.