5 удивительных историй из жизни святителя Николая Японского
16 февраля Русская Православная Церковь чтит память равноапостольного святителя Николая Японского. Именно благодаря ему Япония познакомилась с православием, а основанную им Церковь японцы долгое время называли просто по его имени — «Никорай-сама». Чем были примечательны его жизнь и служение?
01
Решение, изменившее жизнь за один день
Святитель Николай Японский, в миру Иван Дмитриевич Касаткин, родился в 1836 году в Смоленской губернии, окончил Смоленскую семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию. Хотя Иван, как многие его современники, и интересовался Японией в связи с началом в 1860-х годах русско-японских дипломатических отношений, он всерьез не задумывался о миссии в этой далекой стране. Однажды в Академии он увидел объявление о вакансии настоятеля при консульской церкви в Хакодате и... прошел мимо, не придав этому значения. Однако в тот же день на всенощном бдении он неожиданно для себя принял сразу два судьбоносных решения: отправиться в Японию и принять монашество.
02
Изучение японского языка и переводческая работа
Прибыв в Японию и будучи тогда еще в сане иеромонаха, Николай — с этим именем Иван принял монашеский постриг — с головой ушел в изучение языка. Он занимался с несколькими учителями одновременно, настолько интенсивно, что они по очереди сменяли друг друга из-за усталости. Начав с перевода отдельных частей богослужения (поначалу службы совершались на церковнославянском языке), он со временем перевел на японский язык значительную часть Священного Писания и богослужебных текстов.
03
Крещение первого японца
Первым японцем, принявшим православие, стал Такума Савабе, бывший синтоистский жрец и убежденный противник иностранцев. Он пришел к отцу Николаю с враждебными намерениями, но в разговоре услышал от священника простые, но убедительные слова: прежде чем осуждать учение, нужно его узнать. Эти слова так поразили Савабе, что он стал изучать христианство, принял крещение с именем Павел и впоследствии стал православным священником и привел к вере многих своих сограждан. Примечательно, что в период своего духовного поиска он тайно читал Евангелие, находясь на службе в языческом храме.
04
Окормление русских военнопленных во время Русско-японской войны
Во время Русско-японской войны святитель Николай (он был рукоположен в епископы в 1880 году) оказался в исключительно сложном положении. Храня верность своему Отечеству, он не мог молиться о победе Японии и потому прекратил участие в общественных богослужениях. Вместе с тем он развернул масштабную помощь русским военнопленным, организовав Общество духовного утешения военнопленных и лично заботясь о пастырском окормлении солдат и офицеров. При этом он благословил японских православных молиться за свою страну, считая любовь к Родине естественным чувством каждого христианина.
05
От гонимого миссионера к любимому пастырю
В начале своего служения святитель Николай сталкивался с недоверием и враждебностью со стороны японского общества. «Тогдашние японцы смотрели на иностранцев как на зверей, а на христианство как на злодейскую секту, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи», — писал он в своем дневнике. Эти настроения негативно отражались на его миссионерском труде. Однако постепенно вокруг него сложилась многочисленная и крепкая православная община. К моменту его смерти в 1912 году в Японской Православной Церкви было 266 приходов, объединявших около 33 тыс. православных японцев. Его погребение стало событием общенационального масштаба: многокилометровая процессия с участием духовенства и верующих мирян из числа местных жителей растянулась на несколько километров. Сам император отправил траурный венок — это был знак глубокого уважения, которым иностранцев удостаивали крайне редко.