Как совместить интересы государства и частных компаний. Аналитика ЛДПР
На такой основе были построены многие объекты перед Сочинской олимпиадой. Правда, потом и уголовных, и административных дел было немало.
Сегодня на такой договорной основе строятся скоростные железнодорожные магистрали «Москва-Казань», «Москва-Петербург». Замедлилось немного это строительство из-за санкций, направленных на ограничение наших доходов от экспорта нефти, а также в следствие падения темпов роста экономики и дефицита бюджета. Сдвиг во времени происходит, как это уже случается с немалым числом проектов, но сам принцип государственно-частного партнерства остается и реализуется, так как уже во многих странах он доказал свою жизнеспособность и эффективность.
В регионах немало такого рода соглашений действуют по проектам водоснабжения и водоотведения. Самый крупный реализуется в Екатеринбурге.
Частные компании берут на себя расходы по реконструкции и модернизации сетей водоснабжения и водоотведения, а возврат средств идет за счет тарифов, где есть некая инвестиционная составляющая.
Есть тут удачные и неудачные примеры, связанные с коррупцией и необоснованным ростом тарифов. Жадность некоторых чиновников и предпринимателей часто побеждает даже здравый смысл – авось, не обнаружат наши махинации, пронесет. Но мы знаем, что уже немало градоначальников и ответственных за строительство понесли достаточно серьезные наказания.
Хороших и удачных примеров уже немало, когда и чиновники, и предприниматели заботятся о своей репутации, дальнейшей карьере, а контролирующие органы следят за расходами и результатами.
Министерство экономического развития определяет рейтинги областей, краев, республик (как это их «изящно» назвали — «субъекты Российской Федерации»), по уровню развития государственно-частного партнерства.
Владимир Жириновский в свое время предлагал вместо этого обезличенного названия «субъекты РФ» применять то, что использовалось столетиями до Октябрьской революции — губернии. Но каждая новая власть многое хочет назвать по-новому, хотя и не всегда удачно и без исторических корней.
Первое место в упомянутом рейтинге обычно занимает Москва, на втором — Петербург. Здесь и бюджеты самые солидные, и квалифицированных, ответственных предпринимателей немало. И «государево око» близко.
Чем меньше число жителей в субъекте РФ, чем скромнее там производственный потенциал, тем меньше реализуется инвестиционных проектов на государственно-частной основе. Меньше у них финансовых и материальных возможностей, имея в виду дефицитные бюджеты и отсутствие нужных предприятий и производств. Идея Владимира Жириновского об экономическом объединении малых регионов и административно-территориального деления страны пока не находит своего воплощения.
Анализ опыта применения государственно-частного партнёрства (ГЧП) в разных странах и у нас показывает, что такие партнерства успешно применяются в транспортной (автодороги, железные дороги, аэропорты, порты, трубопроводный транспорт) и социальной инфраструктуре (здравоохранение, образование, туризм), жилищно-коммунальном хозяйстве (водоснабжение, электроснабжение, очистка воды, газоснабжение).
В Российской Федерации, как мы отметили, преобладают инфраструктурные проекты на основе ГЧП — строительство автодорог, мостов и тоннелей, легкого наземного метро, аэропортов, водоочистных сооружений. Как уже известно, ГЧП в России становится преобладающей формой развития производственной и социальной инфраструктуры страны.
Практическая реализация проектов на основе ГЧП, однако, связана с решением немалого числа проблем. Первая из них — это коррупция, т.е. использование служебного положения государственных служащих в личных целях и для незаконного обогащения.
Речь идет о прямых взятках, которые получает чиновник за лоббирование интересов тех или иных частных компаний, привлекаемых к проекту. Это и завышение стоимости товаров, услуг, работ, выполняемых в рамках ГЧП, когда «дополнительна прибыль» распространяется между участниками ГЧП. Это и фальсификация отчетности с намеренным завышением затрат и прочие «схемы» ухода от налогов и получения незаконной выгоды из контрактов в рамках ГЧП.
Рецепты «лечения» просты ‒ это строгий контроль за издержками и результатами и привлечение к ГЧП частных фирм с хорошей репутацией. Соблазны есть всегда, но когда наказание (штрафы, административная и уголовная ответственность, потеря имиджа) превышает незаконную выгоду, то случаи коррупции практически исчезают.
Вторая проблема — это риски и ответственность сторон за расходы, своевременное финансирование и выполнение работ, обеспечение услуг в запланированные сроки. При реализации любого проекта есть риски — производственные, проектные (неточности, которые исправляются по ходу реализации), валютные (например, в международных проектах, при импорте оборудования, экспорте готовой продукции). Стороны обычно стараются минимизировать свои риски и переложить риски на другую сторону. Нередко здесь прибегают к страхованию рисков.
Совместная работа государственных служащих и менеджеров частных компаний над реализацией проектов в рамках ГЧП требует высокого профессионализма в юридических и чисто производственных, технологических вопросах. Неопытность ведет к краху проектов и непредвиденным расходам.
Участники таких проектов должны пройти соответствующее обучение и иметь опыт. Дело не только в умении точно рассчитывать показатели окупаемости, доходности, ликвидности, а в том значительном несовпадении между расчетами, чертежами проекта и реальным его воплощением, умением четко планировать, организовывать, мотивировать, соблюдать производственную и финансовую дисциплину и обязательства по отношению к партнерам.
Важно уметь предвидеть и разрешать конфликты между государственными служащими и бизнесменами. У них разный стиль мышления и различное отношение к затратам и результатам. Бизнесмен рискует собственными средствами, а чиновник не своими, а бюджетными.
Но и бизнесмен здесь может «расслабиться», уповая при возникших дополнительных расходах на их компенсацию из бюджета. Не останавливать же проект и его реализацию. Поэтому, например, строительство объекта в рамках государственно-частного партнерства может оказаться более затратным, чем при раздельном строительстве — либо за счет бюджета, либо за счет средств частного инвестора.
Здесь требуется честность, порядочность, и высокая деловая культура, которая основывается не на «срыве очередного куша», а на долгосрочном репутационном фундаменте компании. И таких компаний в стране становится всё больше.
М.Н. Сидоров