О причинах столь высокой значимости дела Долиной для россиян
О причинах столь высокой значимости дела Долиной для россиян размышляет на сайте СМИ2 руководитель центра правовой помощи «Моё право» Галактион Кучава:
Решение Верховного суда не просто ставит точку в конкретном споре, оно формирует исключительно важный прецедент, который окажет долгосрочное влияние на всю судебную практику по сделкам, совершенным под влиянием обмана или заблуждения, и на стабильность гражданского оборота в целом.
Суть дела, напомню, в следующем: народная артистка Лариса Долина, ставшая жертвой мошенников, под их влиянием продала квартиру добросовестной покупательнице Полине Лурье. Деньги были похищены преступниками. Сделка была оспорена. Три инстанции — Хамовнический суд, Мосгорсуд и Второй кассационный суд — встали на сторону Долиной, признав сделку недействительной по основанию существенного заблуждения, вернув ей квартиру и при этом отказав Лурье в возврате 112 млн рублей, поскольку формально деньги певица не получала. ВС эту логику кардинально пересмотрел.
Его решение, во-первых, восстанавливает право собственности Полины Лурье на квартиру, во-вторых, отправляет на новое рассмотрение вопрос о выселении Долиной, что является логическим следствием. Но самое главное — суд указал на необходимость применения правил о двусторонней реституции. Это ключевой момент, на котором стоит заострить внимание.
ВС РФ, по сути, четко разграничил два самостоятельных правоотношения: между продавцом и покупателем (гражданско-правовая сделка) и между потерпевшим и мошенниками (уголовно-правовое преследование). Ни одно из них не должно поглощать другое. Факт того, что продавец стал жертвой преступления и не получил денег из-за действий третьих лиц, не освобождает его от обязанности вернуть покупателю уплаченную сумму, если сделка признана недействительной.
В противном случае мы получаем ситуацию, при которой все риски мошеннических схем перекладываются на добросовестного приобретателя, что абсолютно неприемлемо и разрушительно для рынка. Именно на эту опасную тенденцию в своих заключениях указывали профессиональные сообщества.
Таким образом, ВС защитил базовый принцип гражданского права –сохранение баланса интересов и стабильности оборота. Добросовестный покупатель, заплативший рыночную цену, выполнивший все формальности и не знавший о манипуляциях с продавцом, не может быть наказан лишением и жилья, и денег. Ответственность за преступление должны перед потерпевшим (Долиной) нести непосредственно виновными лицами в рамках уголовного дела и взыскания с них ущерба.
Что это значит для будущих аналогичных дел? ВС дал четкий сигнал нижестоящим инстанциям. Теперь при оспаривании сделок по мотивам обмана или заблуждения суды не могут механически лишать покупателя имущества, оставляя его без компенсации. Требование о возврате денег покупателю будет рассматриваться как неотъемлемая часть иска о признании сделки недействительной. Это повышает предсказуемость судебной практики и снижает риски для покупателей, но, разумеется, не отменяет необходимости предельной осмотрительности.
Итог таков: решение ВС по делу Долиной и Лурье — это взвешенный и правильный акт, который защищает гражданский оборот от хаоса. Оно оставляет потерпевшим от мошенников возможность вернуть утраченное через взыскание с непосредственных виновников, но не за счет случайных добросовестных участников сделки. Для покупателей же это сигнал к тому, что их права защищены, но только если они действуют разумно, осмотрительно и в строгом правовом поле. Квартиру Полине Лурье оставят, а вот вопрос о возврате Долиной 112 млн рублей, вероятно, станет предметом отдельных судебных разбирательств.