Эксперт Пожарская предупредила о новой уловке страховщиков: придумали, как нажиться на «деле Долиной»
Эксперт проекта Народного фронта «За права заёмщиков» и платформы «Мошеловка» Александра Пожарская:
Когда в информационном поле громко зазвучала тема признания сделок по продаже жилья недействительными, эксперты наперебой перечисляли покупателям способы обезопасить себя от потерь. Среди прочего назывались и двойная реституция (она, правда, не работает, когда деньги переданы мошенникам и с продавца просто нечего взять), и психиатрическое освидетельствование, и заверение сделки у нотариуса, и пр.
И самый мощный щит от «бабушкиной схемы» - титульное страхование (от риска потери права собственности). Да, метод действенный, но только не в тот момент, когда суды после «дела Долиной» начали массового признавать недействительными сделки по продаже квартир жертвами мошенников. Казалось бы, самое время покупателям недвижимости подстраховаться. Однако риск-менеджеры страховых компаний, когда тема вошла в топ информационной повестки, просто отказывались страховать такие сделки, опасаясь убытков.
Ещё бы! Для квартиры стоимостью, скажем, в 10 млн рублей титульная страховка обойдётся примерно в 15–30 тыс рублей в год. Если сделку признают недействительной, придётся возвращать 10 миллионов страхователю – добросовестному приобретателю. Ну, какому бизнесу понравятся такие убытки?! А какой клиент захочет платить больше за непонятный продукт?
Но и терять такой лакомый рынок не хотелось. И здесь маркетологи сработали на «отлично», придумав новую уловку, которая позволила продавать то, что хочется, но при этом не колется. Итак, теперь на рынке вновь доступно страхование сделок, но с исключениями. Эти страховки не покрывают риски, если они признаны недействительными из-за мошенничества (ст. 159 УК РФ) или «Принуждения к совершению сделки или к отказу от её совершения» (ст. 179 УК РФ).
Проще говоря, страховые компании отказываются компенсировать клиентам убытки, возникающие из-за самых распространённых ситуаций и предлагают просто так заплатить за свои опасения десятки тысяч рублей. Продают, прямо скажем, кота в мешке. Приведу гипотетическую аналогию. Скажем, вы придете в компанию застраховать риски пищевой аллергии, а вам продадут полис, где укажут, что страховка ничего не покроет, если вы чего-либо съедите.
Непроизвольно вспоминается другая маркетинговая история страховщиков. Несколько лет назад наша почта была буквально завалена жалобами на то, что при оплате коммунальных услуг или почтовых отправлений в чек включалась страховка жилья. На возмущения потребителей кассиры без смущения отвечали: «Там три копейки. Вам жалко, что ли»?
Допустим, не жалко, но где полис? Где адрес объекта и его метраж? Где список покрываемых рисков и условия? Риторические вопросы. Да и люди их, как правило, не задавали. Но когда вдруг наступал гипотетический страховой случай и принципиальный клиент приходил в страховую, именно эти вопросы задавал менеджер.
Или сейчас: граждане, в чьи квартиры летят беспилотники, у кого выносит взрывной волной остекление, кого заливают или «коптят» соседи-погорельцы, приходят в свою страховую и что? Не слышала ни одной истории, когда за счёт страховки, за которую приходится ещё и судиться, кто-то привёл своё жильё в пригодный для жизни порядок. О том, чтобы «всё стало, как было», - речи нет вообще.
Граждане покупают страховки не потому, что чувствуют их клиентскую ценность. Они покупают потому, что вынуждены. Никто не объясняет преимуществ, гарантий, выгод потребителю на понятном ему языке. Да и на деле не каждый полис покрывает тех рисков, от которых потребитель думает, что страхуется.
Такое отношение к клиентам, конечно, не добавляет репутации страховщикам, не стимулируют формирования культуры страхования и выглядят, как полный провал не только коммуникаций с потребителей, но и взаимодействия с маркетингом. Страховой рынок в этой ситуации выглядит как лживый иждивенец на шее и без того небогатого клиента, который вынужден много страховать по обязательным видам. Рынок стремится зарабатывать на клиенте, а не работать с ним. Как после такого отношения доверять страхование своих рисков тому, кому нет доверия.
И да, три копейки нам жалко, они три рубля берегут, а 30 тыс в год за титульное страхование не сберегут ничего, только усугубят потери.