Богословские досуги. Была ли Московия в расколе?
Когда и почему Русская церковь стала автокефальной?
Поставление митр. Ионы в 1448 не мыслилось как автокефалия. Сам Иона не считал себя и свою митрополию покинувшими лоно Кпльского патриархата.
Вот его духовное завещение. Август 1453 года. Но в Москве еще не знают о падении Царьграда, случившемся двумя месяцами ранее.
"А как ныне слышим, что Божьею благодатию и его неизреченною милостию в Цариграде дал Бог святый царь Костянтин православен, а и патриарха собе такова же православна поставити хочет, а и весь Царьствующий град во изначалном православном христианстве живет, а окааннаго Исидора изгнаша. А о Цариграде яко же слышахом, аще есть ныне в древнем благочестии, ино и сын нашь, великый князь, а и наше смирение по изначальству хочем и требуем благословения от святейшиа зборныа апостольскыа церкве Святыа София и от святаго православнаго патриарха и от всего о нем же освященнаго сбора".
( публ. в: Абеленцева О. А. Митрополит Иона и установление автокефалии Русской цекрви М., 2009, с. 381).
Год спустя: митр. Иона пишет св. цареградскому патриарху Геннадию Схоларию: "благословения от твоей великой святыни мы требовать хочем, равно и ото всех, кто ни будет патриархом на патриашестве, держа истинное православие"
(https://books.google.ru/books?id=ASigAAAAQBAJ&pg=PT789&lpg=PT789&dq=%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%85+%D0%B8%D0%BE%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BC+%D0%B8%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&source=bl&ots=4EDDGMnHXO&sig=R4oCHxeC1NkKUCYcfpdvsJhYnSI&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwiaqoSbo_rdAhUvmYsKHQOUC8M4ChDoATADegQIBhAB#v=onepage&q=%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%85%20%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B9&f=false)
Отмечу, что прибытие в Псков митрополита Игнатия, посланного патриархом Геннадием, не означает его сослужения с "московскими" епископами. Как и сегодня экзархи, посланные патриархом Варфоломеем в Киев за месяц не сослужили там ни с кем.
1451 год. Князь Василий пишет письмо новому (и последнему) императору Константину 11-му:
русская церковь от Вселенской "благословение требует и ищет, и все по древнему благочестью повинуется ей, и тот наш отец, Киевскый и всея Руси митрополит кир Иона, по тому ж всяческы требует оттоле и благословения и съединения" (РИБ т. 6. стб. 143).
Первым собственно автокефальным митрополитом Киевским считается преемник Ионы - Феодосий Бывальцев. 1561 год.
К этому времени Кпль уж давно вернулся в православие. В 1453 году патриархом стал св. Геннадий Схоларий.
В 1470 на кпльский престол взошел тоже святой Дионисий. "А надобно заметить, что этот Дионисий был учеником Марка Ефесского и в качестве послушника жил при нем до самой его кончины, под его руководством изучал Священное Писание и творения отеческие и отличался строгим православием... Дионисий (1469-1476) не усомнился дать Григорию свое благословение и утверждение в митрополичьем сане и даже отправил своего посла не только ко всей Руси Литовской, но и в Москву и в Новгород с своею грамотою, чтобы Григория признавали за истинного митрополита, а Ионы (умершего еще в 1461 г.) чуждались, так как Цареградская Церковь не признавала и не признает его за митрополита" (митр. Макарий. История Русской Церкви https://www.sedmitza.ru/lib/text/436020/).
То, что "Иону Цареградская Церковь чуждалась и не признавала и не признает за митрополита" - это и есть взгляд Кпля на московскую автокефалию. Это раскол. Можно ставить вопрос о его глубине. Скажем - не признавались только "московские" митрополиты, или вся московская иерархия или же подвластное им духовенство (есть 4 уровня раскола). Но это уже частности на фоне факта раскола.
Голубинский пишет, что документов, на основании которых митр. Макарий об отчуждении Иона от Кпльского патриархата "мы не имеем под руками" (https://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubinskij/istorija-russkoj-tserkvi-tom-2-chast-1/3_2#note1094)
А мы имеем.
https://diak-kuraev.livejournal.com/2138255.html
Лист Дионисия патриархи Константинопольского до Москвы писаныи
Светая головная апостольская церков, имаячи потребно всих православных християн напоминати и научать оными, которые суть к ужитку других, и тако же осмотрила: у великой земли Русской покоя и миру нет у духовенстве, а погоршенъя за правду и разделенъе умножилосе.
А имели бы есте одну церков а одного митрополита, а про тож ся есте приложили к нему в едность, аж бы была одна церков, а в ней один пастыр, абы с того пан Бог похвален был, который рушает все погоршенъе и разделенъе, а диавол прогнан бывает.
А того же деля шлем до всее Русское земли и до Великого Новогорода неше послы митрополита Кизицкого о святом дусе возлюбленного брата и сослужебника нашого смирения кир Неофита и честнейшого инока и игумена и архимандрита честного монастыря святых великомученик Феодоров Тырона и Стратилата, о святом Дусе възлюбленного сына нашего смирения кир Христофора, иже б полную веру дали вам всим о преосвященного митрополита Киевъского и всея Руси кир Григория, иже ест благодатию божию к вере и к повинности и в закони и обычаи нашое святое зборное великое церкви Царграда и к вас дает общущии в годности з нами брат и сослужебник нашего смирения.
А што зделали на Москве, аж бы того перестати делати, как же указует и приказует святая головнея великая церков соборная, бо то ест против правил и против закону божиего; елико именовали на Москве от Ионы и до сих часов митрополитов, тых всих великая зборная наша святая церков не имает, а ни дръжит, а ни именует за митрополитов. А про тоже бы есте вси приняли, и держали бы есте, и послушнии были его и имели его правого и истинного митрополита, предреченного преосвященного митрополита Киевского и всеа России кир Григория о святом дусе возлюбленного брата и сослужителя нашего смирения. Иже бы был весь мир и покой, иже бы на первыи обычаи, и на мир и на уставленье закону обернулася вся Русская земля.
А хто бы хотел свою волю деяти, а не бытии послушон нешее святое великое соборное церкви, а не восхочет принятии, а ни имети его, а ни послушон бытии во всем деле духовном, тот имает бытии вине подлуг правил и приказаниа святых отец. Супротивление делающии святои церкви и в неи погоршение и разделение то бо есть великая шкода души.
Достойно есть всякому стеречися от тое вины, абы не впасть в тую вину. А благодать, и мир, и милость вседержителя господа Бога да будет со всеми вами.
Писан во Цариграде месяца февраля….. индикта….. (14 февраля 1467 г.)
Дионисия милостью божьею архиепископ Константиня града Новаго Рима и вселенски патриарх.
Публикация: Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в собраниях Польской народной республики / Составитель Я. Н. Щапов. М., 1976. Ч. 2. С. 146.
У другого современного исследователя:
"Фактическое общение с константинопольскими патриархами после смерти митрополита Ионы так и не возобновилось. Неудивительно, что после покаяния униатского митрополита киевского Григория Болгарина в 1466 году патриарх признал законным митрополитом киевским только его. После этого последовала какая-то дипломатическая переписка между Константинополем, Вильно и Москвой о признании в Москве канонически поставленного митрополита Григория, от которой нам известны только итоги, и довольно скорые. Уже в начале 1467 года московская иерархия была отлучена патриархом Дионисием как отпавшая в раскол. Вскоре (точная дата неизвестна) и в Москве были приняты аналогичные решения о запрете церковного общения как с Константинополем, так и с западной частью киевской митрополии...
Обращенная к Варлааму грамота константинопольского патриарха Феолипта связана с историей доставившего ее греческого церковного посольства в Москву, а эта история была радикально переписана в русских официальных летописях. Судя по "Судным спискам Максима Грека и Исаака Собаки", посольство было принято холодно подчеркиванием того, что канонического общения с греками нет, тогда как, согласно летописи, все обстояло противоположным образом. С посольством патриарха Феолипта связана самая серьезная попытка завершить миром церковный раскол, которая предпринималась после 1467 года. Она закончилась полным крахом и стоила, фактически, пожизненного заключения главному деятелю этого посольства, Максиму Греку (после ареста в Москве в 1525 году и до самой смерти под домашним арестом в Троице-Сергиевой лавре в 1556 году для него будут меняться только условия содержания, но свободы он так и не увидит). Параллельно была разгромлена та церковная партия нестяжателей, которая еще с конца века стремилась изнутри Московской церкви к преодолению ее антиканонического состояния. С миссией Максима Грека, несомненно, связан один малоисследованный эпизод, относящийся к самому началу царствования будущего Ивана Грозного, - период правления митрополита Иоасафа (1539-1542; 1555/1556), поставленного в результате одних и низложенного в результате других боярских вполне светских интриг.
Митрополит принимал при настоловании присягу (текст ее сохранился), содержавшую обещание подчинения патриарху Константинопольскому.
Он облегчил условия содержания Максима Грека и вообще был большим поклонником и распространителем его сочинений; вместе с Максимом он доживал свои дни в Троице-Сергиевой лавре, и они даже умерли в один и тот же год от сотворения мира. С некоторой натяжкой правление митрополита Иоасафа можно считать попыткой вывести московскую церковь из раскола первой попыткой такого рода в царствование Ивана IV"
https://www.academia.edu/9968613/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0_1467_1560_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2_%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%85_The_End_of_the_Moscow_Schism_of_1467-1560_the_Final_of_the_Story_in_Documents_in_Russian_
Это всё - для расширения кругозора о. Георгия Максимова, который полагает, что всю жизнь можно пробавляться пересказом уроков для воскресной школы.