Возвращение забытого гения: в Евпатории на один день выставили утраченный пейзаж академика живописи Николая Химоны
В Евпаторийском краеведческом музее на один день выставили чудом обнаруженную работу выдающегося уроженца Евпатории – академика живописи Николая Химоны (1864–1929). Для историков и краеведов написанный в 1918 году пейзаж «Евпатория. Пляж у Старого города» оказался вдвойне ценным, поскольку изображает и евпаторийское побережье, и открывающийся с него вид на тот самый Старый город таким, каким он был 108 лет назад.
Зов памяти
Удивительно: художник без малейшего преувеличения всемирно известный, а в родной Евпатории о нём знают (за редким исключением) лишь историки, искусствоведы да соотечественники – представители местной национально-культурной автономии греков. Именем Химоны не назвали даже невзрачную улочку или проулочек. Зато есть, например, улица Николая Демышева – одного из организаторов красного террора в Евпатории в 1918 году.
К счастью, в середине прошлого века художественная коллекция Евпаторийского краеведческого музея пополнилась химоновским «Портретом Бояджиева» – Георгия Бояджиева, художника и первого хранителя краеведческого музея. В 1980-х потомки Самуила Черкеса (известного в Евпатории врача, одного из основателей детского курорта в городе), следуя семейному завещанию, передали в музей портрет предка кисти Химоны.
В 1919 году, когда Николай Петрович покинул Россию, калифорнийская газета сообщила об открытии двухнедельной выставки в Пасадене. Среди прочих там были представлены картины уроженца только что потерпевшей крах Российской империи. Авторы публикации справедливо назвали их «примечательными». В частности, речь шла о работе «Шторм весной».
Впрочем, ещё за 14 лет до этого, в 1905 году, картина находила восторженный отклик у американской публики. Тогда на выставке русского искусства в Бидфорде (штат Мэн) заокеанские критики среди «заслуживающих внимания» назвали не только «Шторм весной», но и другую работу художника из России – «Зимняя дорога в Финляндии».
Прощальный привет
Очевидно, что евпаторийский пейзаж мастера – из числа последних работ, написанных им на родине. Его возвращение к зрителю и презентация – событие по-настоящему удивительное. Пусть даже картина экспонировалась считаные часы, а выставочный зал евпаторийского музея невелик. Активисты общественного движения «Штаб архитектора Генриха» (базируется в Евпатории) называют это чудом – и саму находку, и её показ публике. Именно они случайно обнаружили работу земляка в частной коллекции.
Около двух лет назад Виктория Струнина, руководитель движения, краевед и историк архитектуры, впервые увидела фото пейзажа в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга. Она искала материалы о купальнях Старого города для новой книги.
– Работа называлась «Пляж у Старого города», – рассказывает исследовательница. – Я спросила в архиве, где подлинник. Мне ответили: «Неизвестно».
Попытки найти картину в российских музеях не дали результата. Тогда Струнина написала специалисту по творчеству Химоны в Грецию. Тот ответил: многие великолепные работы академика раскупались прямо на выставках и теперь находятся в частных коллекциях. В Греции этой картины нет.
Как отмечает Струнина, произведения мастера и сегодня появляются на ведущих мировых аукционах. И сто?ят, разумеется, немало.
И вот после полутора лет поисков пейзаж со старой фотографии неожиданно нашёлся! Поразительно, но он был буквально «под носом» – в одном из домов Евпатории.
Активист «Штаба архитектора Генриха» Александр Меломед рассказал, что его коллега уна-следовал от прабабушки дом. Ему с детства запомнилась висящая на одной из стен картина. Но, осматривая жилище, мужчина её не обнаружил. Позже во время ремонта пейзаж нашёлся в потайном уголке. Найдя картину, мужчина присел, чтобы насладиться видом старой набережной, дорогим его сердцу. И вдруг застыл в изумлении: он впервые заметил подпись автора, на которую в детстве не обращал внимания. Это же сам академик Химона!
Картина небольшого формата (33,5 ? 43,5 см) написана масляными красками на бумаге. Спустя 108 лет после создания она сохраняет безусловную культурную ценность и служит бесценным источником информации для историков и краеведов.
Кстати
Картина «Евпатория. Пляж у Старого города» выполнена необычно: масляными красками на бумаге. На ней можно увидеть волнующееся море, небо с бегущими по нему облаками, городские купальни, песчаный пляж, несколько купающихся мужчин и группу пёстро одетых женщин на берегу.
Справка
Получив в Евпатории хорошее домашнее образование (игра на скрипке и несколько иностранных языков), Николай Химона отправился из Крыма в Санкт-Петербург, чтобы учиться живописному мастерству.
Сначала он поступил в головной класс Центрального училища технического рисования (ныне – Академия Штиглица). С 1889 года стал вольнослушателем Императорской Академии художеств (ИАХ).
В пейзажном классе Химона учился у Ивана Шишкина, а затем – у Архипа Куинджи, с которым дружил последующие годы.
В 1897 году он окончил курс со званием классного художника – за пейзаж «Весенняя гроза». С того же года начал участвовать в Весенних выставках в залах ИАХ и в выставках Общества русских акварелистов.
В 1902 году Музей Александра III (ныне – Государственный Русский музей) приобрёл его картину «Финляндия», представленную на Весенней выставке.
А в 1915 году общее собрание – высший орган Академии художеств – присвоило ему высокое звание академика.
Василий АКУЛОВ