Денис Мацуев: Я человек, падкий на запахи
В воскресенье, 11 июня, исполняется 48 лет народному артисту РФ, пианисту-виртуозу Денису Мацуеву. Впрочем, он с куда большим нетерпением ждет другого события, которое случится восемь дней спустя, — открытия XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского.
В эксклюзивном интервью «МЦ» музыкант рассказал, что предпочитает получать в подарок, какими запахами наслаждается в центре Москвы и почему восхищается современной молодежью.
— Денис Леонидович, что вам обычно дарят?
— Мои друзья и близкие обладают чувством импровизации, а я это больше всего ценю в людях. У меня баня сгорела несколько месяцев назад, и один мой друг подарил мне пожарную машину.
— Игрушечную?
— Настоящую. Абсолютно нормальная пожарная машина, новая, с надписями «А была ли баня?», «Маэстро, жги!», «Маэстро, туш!». Я ее передал в дар одной пожарной станции, и она так теперь и ездит на вызовы, с этими надписями. Вот такие друзья у меня есть.
— Ух ты! А что вручают по другим поводам, праздничным?
— Это всегда очень что-то оригинальное, связанное либо с моей профессией, либо с Байкалом, моим родным и любимым, либо с футболом и «Спартаком». Был торт с Шаман-камнем — это скала у истока Ангары: по легенде, Байкал бросил эту глыбу вслед своей дочке Ангаре, убегавшей к Енисею. На Новый год один товарищ в Иркутске сделал ледяной рояль. Я его настроил и даже поиграл на нем. Он потом не таял чуть ли не до апреля... Разумеется, были майки с росписями игроков «Спартака», торт с огромным мячом и какие-то поделки, где я играю на рояле в спартаковской форме. Я болельщик с большим стажем. В свое время, в 1991 году, родители уговорили меня переехать в Москву, сказав, что я смогу смотреть матчи любимой команды вживую.
— А вы до этого в Москве бывали?
— Каждое лето. У нас тут жили родственники, мы у них останавливались. Вот этот район театрально-музыкальный — улица Чайковского, которая сейчас называется Новинский бульвар, и улица Герцена, она же Никитская, где консерватория, и Патриаршие, и Бронная, и МХАТ — мне все это было знакомо с юного возраста. Но, разумеется, не было большого желания переезжать. Однако родители, люди умные, нашли чем меня купить.
— Вы поселились у тех самых родственников в центре?
— Они к тому времени уехали из страны, квартира была продана. Я поступил в Центральную музыкальную школу, она в то время находилась на улице Генерала Карбышева (район Хорошево-Мневники, Северо-Западный округ. — «МЦ».), и я девять лет прожил в тех краях. В центр я переехал позже. Москва, конечно, меняется, она на моих глазах стала изумительным городом, который удобнее многих мегаполисов мира.
— Что вы больше всего любите в Москве?
— Запахи! Я человек, очень падкий на них. Запахи способны вызвать у меня целый ностальгический видеоряд. Помню, как пахнет кофе в буфете Большого зала консерватории и как — в буфете Большого театра. А неповторимый аромат Елисеевского гастронома! Или «Лужников», куда я хожу играть в футбол… Вы знаете, что каждый концертный зал имеет свой запах? И каждая гостиница? Когда я в 15 лет попал из Иркутска в Париж, меня очаровал аромат жареных каштанов. А как там пахло в метро, в том числе от женщин, — это была целая симфония! А сейчас этого нет, Париж изменился жутко — и визуально, и в плане запахов...
— А в московском метро где интересные запахи?
— На станции «Чеховская» и вообще на серой ветке. Я это ни с чем не спутаю! Мне вообще нравится, как пахнут шпалы и рельсы: мой дедушка был путеец, мы с ним устраивали целые походы вдоль Кругобайкальской железной дороги, и запах мазута для меня связан с детством…
— Как реагируете, когда вас узнают в Москве на улице?
— С радостью фотографируюсь, даю автограф, могу остановиться и поговорить. Я всегда открыт, публика — мой главный критик, я выхожу на сцену ради нее. И люди, которые со мною заговаривают, — они, как правило, милые, добрые и открытые. Особенно молодежь. У нас фантастическое новое поколение, оно совершенно свободное — это чувствуется и в голосе, и во взгляде...
— К творческой молодежи это тоже относится?
— Конечно. Я занимаюсь со стипендиатами фонда «Новые имена» и очень сильно от них подпитываюсь: они буквально светятся талантом, это как-то вдохновляет и меня на новый репертуар, на занятия… На днях в Мариинском театре в Санкт-Петербурге прошел гала-концерт четырех молодых пианистов (Николай Кузнецов, Сергей Давыдченко, Антон Яшкин, Илья Папоян. — «МЦ»), я выходил на сцену и представлял их. Каждый — со своим подходом, со своим видением. Они, несмотря на свои годы, уже очень опытны, выходя на сцену, умеют заставить себя слушать. И я жду не дождусь открытия Конкурса имени Чайковского, где я — председатель жюри пианистов. Я гарантированно проведу в Москве 11 дней, никуда не уезжая, буду каждый день ходить по своему любимому маршруту — по Никитской улице до Большого зала консерватории. Конкурс Чайковского — один из феноменальных форумов, благодаря которому мир узнал огромное количество музыкантов, ставших впоследствии мировыми звездами.
СПРАВКА
Денис Мацуев родился 11 июня 1975 года в Иркутске. В Москве живет с 1991 года. С 1995 года — солист Московской филармонии. Известность получил после Первой премии на XI Международном конкурсе имени Чайковского (1998). Президент благотворительного фонда «Новые имена», чьим воспитанником был, арт-директор Фонда имени Сергея Рахманинова. Заслуженный артист РФ (2006), народный артист РФ (2011), лауреат Государственной премии РФ (2009).
Сообщение Денис Мацуев: Я человек, падкий на запахи появились сначала на Москва.Центр.