Молчание и золото. Должен ли политик скрывать доходы?
Не так давно дискуссия приняла новый оборот.
Несмотря на взятый властями курс на импортозамещение, чиновники и руководители близких к властям структур не всегда готовы расставаться с зарубежной недвижимостью и отказываться от дорогостоящих покупок. Достаточно взглянуть на декларации доходов некоторых из них, чтобы убедиться в том, что семьи политиков владеют жильём не только в России, но и, например, в Испании, Австрии, на Кипре или даже в США. А между тем каждая подобная сделка даёт основания для вопросов: откуда взялись такие средства, а как следствие — не получены ли сверхдоходы в результате профессиональной деятельности? А это, в свою очередь, вызывает очевидные сомнения на предмет непредвзятости этих государственных деятелей и общественной эффективности выдвигаемых ими инициатив.
Так, недавно в британских СМИ появилась информация о покупке главой Российского авторского общества (РАО) Сергеем Федотовым замка XV века, расположенного в Шотландии. По информации Daily Mail, старинное строение (с четырьмя спальнями, библиотекой, отдельными спальнями для гостей и кинотеатром) обошлось Федотову в 1 млн фунтов стерлингов, или в 81 млн рублей.
Как говорится в шотландском реестре недвижимости, сделка по приобретению особняка была проведена осенью прошлого года. По совпадению, тогда же глава РАО заговорил о необходимости введения в РФ так называемого налога на интернет. «Проблема интернет-пиратства интернациональна, она существует не только в России, но и во всём мире», — говорил Федотов. Согласно его задумке, использующий глобальную лицензию правообладатель (например, музыки или фильма) отказывается от защиты объектов своего авторского права в интернете, а обычный пользователь за определённую плату может без проблем использовать эти самые объекты авторского права — слушать музыку или, скажем, смотреть телесериалы. Предполагалось, что размер взноса с пользователей Всемирной паутины будет устанавливать правительство. По словам Сергея Федотова, в среднем взнос мог бы составлять 25 рублей в месяц.
Случайно ли это совпадение? Журналисты многих изданий попробовали разобраться в вопросе, но наткнулись на глухую стену. На вопросы, откуда у главы РАО деньги на элитную зарубежную недвижимость, Федотов отвечал, что не является госслужащим и потому расценивает разглашение о принадлежащем ему имуществе вторжением в частную жизнь. «Для меня он (замок — прим. ред.) представляет интерес прежде всего с культурно-исторической точки зрения. Полагаю, что процесс его восстановления будет представлять большой интерес для историков и археологов не только в Шотландии, но и в нашей стране», — говорил он в интервью газете «Ведомости».
По его словам, доход он получает не только от руководства несколькими общественными организациями, также он является «предпринимателем, имеющим деловые интересы в сфере недвижимости, банковского дела и медиабизнеса».
При этом справка о доходах (которая показывает только зарплату в РАО и Российском союзе предпринимателей) Сергея Федотова и его супруги Веры Федотовой, на которую ссылается Ura.ru, свидетельствует о том, что в период с 2010 по 2014 гг. супруги зарабатывали от 150 тысяч рублей до 600 тысяч рублей в месяц. Однако стоимость покупок, совершённых Федотовыми, превосходит их доходы. Речь идёт не только о шотландском замке. Так, в 2010 году глава РАО купил квартиру площадью 177 кв. м, в элитном районе Москвы — недалеко от Патриарших прудов (сегодня квартиры аналогичного метража в этой части столицы продаются за 180–220 млн руб.). В следующем году Федотов обзавёлся автомобилем марки Maybach 57 S 2008 года. Минимальная стоимость этой машины составляет 400 млн евро, или 16 млн рублей по курсу 2011 года. На этом автомобильные покупки главы РАО не ограничились: в том же году он купил BMW 750 LI 2010 года выпуска, который стоит порядка 75 тысяч долларов. При этом доход Федотова в 2011 году составил 3,6 млн рублей.
В интервью в СМИ Сергей Федотов каждый раз настойчиво отказывается называть источники и суммы своих доходов, но при этом не забывает сказать, что честно платит налоги. Возникает вполне резонное недоумение: как может человек, покупающий элитную недвижимость и дорогостоящие иномарки и при этом отказывающийся разглашать доходы, на которые совершаются эти покупки, получать взносы с пользователей интернета? А это уже, в свою очередь, ставит под сомнение весь проект, изначально направленный на благую цель — защиту интересов правообладателей и борьбу с «пиратством».