«Мечтал уехать в глушь». Каким Юрия Гагарина знали его близкие
9 марта Юрию Гагарину могло бы исполниться 90 лет. Американцы, проигравшие СССР в космической гонке, признавали: самым болезненным было даже не поражение, а то, что русские выбрали на роль космонавта человека, который влюбил в себя весь мир.
В Штатах в очередь к Гагарину за автографом выстраивались голливудские звёзды, а после его визита в Японию, где всё советское воспринимали в штыки, товарооборот между Москвой и Токио вырос в 12 раз.
«На земле он прошёл не менее серьёзное испытание, чем в космосе. Испытание славой. Но справился и с ним», — рассказывает сотрудник музея-заповедника Ю. А. Гагарина Тамара Филатова, племянница космонавта, дочь его старшей сестры Зои, для которой Гагарин был еще и крестным отцом.
«К Вале надо быстрей!»
Мария Позднякова, aif.ru: — Момент, когда вы услышали, что дядя в космосе, помните?
Тамара Филатова: — Первое сообщение по радио было, когда он ещё не приземлился. Я побежала домой из школы. Бабушки уже не было. Она, как услышала новости, накинула платок, телогрейку, взяла 10 руб. и прямо в тапках кинулась на вокзал. Билет в столицу стоил 2 руб. 90 коп., она забыла сдачу, кассир за ней побежала на перрон.
Когда бабушка уже ехала на электричке из Москвы в Звёздный, народ, узнав, что с ними в вагоне мама первого космонавта, хотел остановить состав и устроить митинг. Та испугалась: «Что вы, мне к Вале надо быстрей! Она там с малышкой (7 марта 1961 года у Гагарина родилась младшая дочь Галя. — прим. ред.). В тот же день всю родню Гагарина, кроме меня, отвезли в Москву. Я осталась — надо было кур, поросят и кроликов кормить. В избе у нас толпились журналисты: забрали все фотографии Юрия Алексеевича, даже со стены сняли.
— А где в это время был отец Гагарина, ваш дедушка?
— Алексей Иванович был плотником. И в тот день, 12 апреля, шел на работу в одну из соседних деревень. Когда сообщение о полете прозвучало по радио, все, кто встречал его, спрашивали: «Алексей Иванович, не твой ли сын в космосе летает? Сказали, пилотирует майор Гагарин. Там и имя с отчеством совпадают». А дедушка отвечал: «Мало ли на свете Гагариных Юриев Алексеевичей? Мой сын — старший лейтенант». Дошел дедушка до деревни Клушино. Там люди на улицу уже высыпали: «Дядь Лексей, слыхал? Юрка-то — твой, видать!» А дедушка все своё твердит: «Да опомнитесь! Мой-то — старший лейтенант!» Но его уже перебивали: «Наш! Передали, что родом из деревни Клушино Смоленской области!»
А там уже в деревню, где дедушка был, из горкома партии машину прислали. Юрий Алексеевич, когда приехал домой к родителям после полета, все смеялся: «Отец даже сообщению ТАСС не поверил». А бабушка пеняла: «Эх, ты! Не поверил, что наш сын герой!» А дедушка отвечал: «Лучше бы, что ли, было, что не наш Юрка полетел, а я уже козырем ходил? Начнем сейчас выставляться — с кого Юре пример брать?»
«Настоящий русский парень»
— А когда вы встретились с Юрием Алексеевичем после полёта?
— 17 июня. Родителям Гагарина по решению руководства за пару месяцев возвели новый дом из готовых блоков. И первый визит после полёта приурочили к новоселью. Юрий Алексеевич был такой красивый: в новой форме, со Звездой Героя Советского Союза. Рассказал, что в космосе ему вспомнилась мама: «Она словно бы вошла в корабль и наклонилась надо мной, как в детстве».
А я тогда поняла, почему при известии о его полёте она заплакала: не было гарантий, что он вернётся живым. Позже раскрыли документы: только 40% было за положительный исход полёта.
— В чём был секрет обаяния Гагарина?
— Он был настоящим. Никогда не врал. Военное детство и мечта о небе, которая родилась во время встречи с нашими лётчиками, — один катапультировался из подбитого самолёта, другой прилетел на своей машине на помощь. Всё это случилось рядом с деревней Гагарина. После школы — ремесленное училище, затем саратовский техникум, оконченное с отличием лётное училище. Королёв говорил о нём: «Настоящий русский парень, честный и добросовестный». На моей памяти он ни разу ни на кого не повысил голос.
В детстве я жила в Гжатске под одной крышей с Юрием Алексеевичем. Он всегда меня баловал. Когда учился в Саратове в индустриальном техникуме, подрабатывал ночами грузчиком в порту и, заработав деньги, привёз мне в подарок трёхколёсный велосипед. Весной 1966 года, когда я заканчивала школу, мы вместе поехали в ГУМ, где Юрий Алексеевич купил мне платье и туфельки.
Летом он был на моём выпускном в Гжатске. Потом вместе в 4 утра отправились в Москву — редкий случай, когда Гагарин находился за рулём двухместной спортивной Matra Bonnet, подаренной ему французами. Юрий Алексеевич обычно аккуратно водил, а тут на пустом широком Минском шоссе в 4 утра решил одну минутку похулиганить, показать, на что способна эта спортивная машина, у нее максимальная скорость была 180 км/ч. Когда спидометр дошел до 160 км/ч, я взмолилась: «Хватит! Это вы, космонавты, привыкли на своих ракетах летать! А я боюсь!»
— Вы сказали, что на этой спортивной машине он очень редко ездил. А в Москве на какой машине передвигался?
— На черной «Волге», подаренной ему советским правительством после полета. Эта машина 1960 года выпуска от других черных «Волг» отличалась только цветом салона — он был небесно-голубым.
Все московские инспекторы ГАИ знали «Волгу» Юрия Алексеевича с госномером «78-78 мод», когда он проезжал мимо, отдавали честь — так высказывали свою любовь и уважение. На этой «Волге» Гагарин проездил семь лет вплоть до своей гибели. В 1970 году Валентина Ивановна (супруга Гагарина — прим. ред.) передала этот автомобиль на вечное хранение в наш музей. Здесь машина и находится по сей день.
Мешок картошки с собой
— А каким Гагарин был в домашней обстановке?
— На Юрии Алексеевиче была огромная нагрузка. Гагарин погиб в 34 года, но посмотрите на фотографии — он выглядит старше. Он очень мало спал. У них так в семье повелось. Бабушка мало спала, порой по 4 часа, чтобы успеть и на работу, и по дому с четырьмя детьми. Когда я у него гостила, замечала: все ложатся, а у него свет горит в кабинете, встаем — у него уже горит.
Он очень любил животных. Мог притащить домой хромую утку, найденного в лесу оленёнка, чтобы потом куда-то пристроить. В квартире у них жила огромная собака, Валентина Ивановна вычёсывала у неё пух, пряла пряжу и вязала из неё кофты. Ещё был попугай.
— А как предпочитал отдыхать, когда все же появлялось свободное время?
— С удовольствием пел. И русские народные песни, и частушки. А песню «Усталая подлодка» я впервые услышала в исполнении Гагарина. Ходил на лыжах, играл в волейбол, причём при росте 170 см был капитаном баскетбольной команды.
Бабушка, когда Юрий Алексеевич приезжал, готовила холодец и её фирменные ржаные лепёшки. Давала с собой мешок картошки с нашего огорода со словами: «На рынке такую не купишь». Гагарин любил Гжатск, но после полёта с трудом туда вырывался — уже не принадлежал себе. За три дня до гибели мечтал с Валентиной Ивановной, что они уедут куда-нибудь в глушь, где нет телефонов, чтобы посидеть у костра, переночевать в палатке...
О смерти Юрия Алексеевича мы узнали по радио. Он погиб в день рождения дедушки — 27 марта. Ждали его 30 марта в Гжатске, но в тот день хоронили его в Москве.
Всегда кого-то подвозил
— У вас что-то осталось на память от Гагарина?
— Бабушка хранила в серванте пачки писем Юрия Алексеевича. Уже после гибели Гагарина как-то возвращаемся с ней домой, а дедушка говорит, что навёл в серванте порядок, всякий хлам сжёг. Меня чуть удар не хватил. Лишь одно письмо отдельно лежало. Его и храню.
— Гжатск почти сразу переименовали в Гагарин.
— Это было решение самих жителей. Проводился опрос. Если бы вы знали, как Гагарин заботился о земляках! Однажды доярки из райцентра пожаловались: «Сычёвскую породу коров хотят ликвидировать, мол, мало молока даёт, но это же ложь!» А у нас у самих такая корова была, Гагарин на её молоке рос. В итоге в Сычёвку приехал аж председатель правительства Воронов, и сохранили породу, до сих пор молоко даёт.
Юрий Алексеевич по дороге в Гжатск всегда кого-то подсаживал. Как-то поздно вечером остановился, увидев идущую женщину. Она сзади села. Едут. И тут она разглядела, кто за рулём, кричит: «Гагарин!» А он со смехом: «Так и оглушить недолго». Историю эту рассказал бабушке уже после Юрия Алексеевича его друг Анатолий Воронов. Она ответила: «Да, всегда помогал. Характер виден».