Загадочное исчезновение флотоводца Неарха
Загадочное исчезновение флотоводца Неарха
По версии ряда современных исследователей, после смерти Александра Македонского в Вавилоне, выполняя последний приказ царя, критянин Неарх повел огромную эскадру вокруг Аравийского полуострова, и затем по воле ветров многочисленная флотилия была отнесена либо к берегам Южной Африки или в сторону Индонезийских островов. Впоследствии отдельные суда македонского флота, якобы, могли даже добраться до побережья Южной Америки и основать там поселения. В пользу своей гипотезы ученые приводят убедительные, на их взгляд, факты, и я не вижу смысла их перечислять, поскольку они подробно освещены в многочисленных исследовательских публикациях, посвященных данной тематике. К примеру, Н.Н. Непомнящий в публикации: «Куда ушел флот Неарха?» утверждает, что «Сразу после смерти Александра Македонского Неарх вышел в море во главе флота в две тысячи кораблей. Дальнейшая судьба его флота и его самого неизвестна». Подобных статей только российских авторов о загадочном исчезновении Неарха и его огромной флотилии я насчитал более двух десятков.
Я не нахожу весомых причин, по которым Неарх был обязан выполнять последнюю волю Александра и вести свой флот в обход Аравийского полуострова после смерти царя. В таком случае, следуя логике отдельных ученых, ответственный за вторжение в Аравию сухопутным путем полководец Пердикка также должен был последовать за флотом Неарха, однако, он этого не сделал. Со смертью царя все его приказы и распоряжения потеряли свою силу, и выполнять их никто из стратегов не собирался. В связи с возникшей непредвиденной ситуацией перед военачальниками македонян стояли совершенно другие задачи, и в первую очередь, сложный выбор законного наследника империи Александра. Уверения отдельных исследователей в том, что сразу после смерти Александра в Вавилоне Неарх как неординарная личность совершенно исчез с политической сцены, также необоснованны. Согласно летописи Курция Руфа после смерти Александра наварх македонского флота Неарх принимал активное участие в выдвижении своего претендента на престол империи и его кандидатом являлся внебрачный сын Александра от дочери персидского сатрапа Артабаза Барсины – малолетний Геракл. Цитирую Курция Руфа об эмоциональном выступлении Неарха на военном совете ста самых влиятельных македонян в Вавилоне по поводу выбора наследника империи Александра: «Ни для кого не может быть удивительно, - сказал он, - что царское величие подобает только кровным наследникам Александра. Однако ожидать еще не родившегося царя (от Роксаны) и обходить уже существующего не соответствует ни духу македонцев, не положению вещей. Есть у царя сын от Барсины, ему и надо передать диадему». Никто не одобрил его речи. По своему обычаю все зашумели и долго стучали копьями, и поскольку Неарх настаивал на своем, дело чуть не дошло до мятежа». Насколько мы знаем из античных источников, бурное обсуждение выбора наследника империи Александра привело к кровопролитию между македонянами, продолжалось на протяжении месяца и таким образом говорить об исчезновении из гавани Вавилона флота с Неархом сразу после смерти царя неправомерно.
Во многих статьях авторы также ошибочно утверждают о том, что при разделе империи Александра в самостоятельное управление Неарху были определены Ликия и Памфилия. На самом деле после смерти Александра данные сатрапии, а также Фригия достались в управление Антигону. А Ликией и Памфилией Неарх руководил еще при жизни царя Македонии в 334-297 годах (здесь и далее все даты до новой эры) во время похода Александра в Азию. Неарх одним из первых был назначен Александром сатрапом бывших персидских провинций и проводимая им морская блокада неприятельского флота, угрожавшего Эгейскому морю, способствовала успешному завоеванию Александром Финикии. В 328 году Неарх был освобожден от своего поста и присоединился к Александру в Бактрии, приведя с собой подкрепление. Неарх занимал в армии должность хилиарха (тысячника) царских щитоносцев и в 326 году был назначен навархом македонского флота. В отличие от таких опытных в военном деле соратников Александра как Кратер, Птолемей, Кенас, Гефестион, Мелеагр и других полководцев, Неарх в Индийском походе не принимал непосредственного участия в активных боевых действиях, так как не обладал ярко выраженными способностями стратега. Как наблюдательного человека, Александр в Индии отправлял Неарха во главе разведывательной миссии для того чтобы получить подробную информацию о слонах. Поэтому и в последующей борьбе диадохов Неарх оставался на второстепенных ролях и редко упоминался в хрониках античными летописцами. Не маловажно и то, что Неарх не являлся эталонным македонянином, а по происхождению был греком. В данном случае национальность имела значение и повлияла на его дальнейшее отстранение от руководства значительными воинскими контингентами.
В борьбе диадохов Неарх принял сторону Антигона. В составе его войска с 321 по 315 годы Неарх принимал участие в войне с Эвменом Кардийским. При жизни Александра критянин Неарх и кардиец Эвмен (оба грека) были друзьями и присутствовали в качестве приглашенных гостей на последнем пиру своего царя в Вавилоне. Поэтому Неарх по старой дружбе после пленения Эвмена своими же воинами заступился за кардийца: «Антигон не один день раздумывал о судьбе пленника и выслушивал различные советы и предложения: сын Антигона Деметрий и критянин Неарх горячо советовали сохранить Эвмену жизнь» (Плутарх, Сравнительные жизнеописания).
Позже Неарх по настоянию Антигона входил в число советников Деметрия и, вероятно, принимал участие в битве с египтянами при Газе в 312 году. Об этом свидетельствует историк Диодор: «Когда в конце 314 года Антигон двинулся через заснеженные перевалы Тавра в Малую Азию, чтобы противостоять экспедиционным силам, посланным в Карию Кассандром, Деметрий, которому тогда было всего 22 года, остался в Сирии с сильным войском и кабинетом из опытных советников, чтобы встретить ожидаемое вторжение Птолемея. Эти советники – Неарх Критский, Пифон, сын Агенора, Андроник Олинфский и некий Филипп – все были ветеранами похода Александра и, по крайней мере, как Неарх и Пифон, сами были полководцами».
Скорее всего, еще до гибели Антигона в битве при Ипсе в 301 году Неарх отказался от дальнейшего участия в кровопролитных междоусобных войнах диадохов и занялся сочинительством, описывая свой знаменитый морской поход вдоль Индийского побережья от Инда до устья Тигра. Данным трудом пользовался Страбон и его часть сохранена у Арриана. Если бы Неарх по утверждению отдельных исследователей исчез с флотом сразу после смерти Александра, то мы бы сегодня не имели возможности ознакомиться с его подробными письменными воспоминаниями об окончании Индийского похода. Неарх был греком по национальности. Поэтому македонские диадохи после выхода критянина в добровольную отставку не видели в нем потенциального противника и отказались от дальнейшего преследования Неарха как гражданского человека. Я встречал упоминание о том, что Неарх умер в 300 году в возрасте 56 лет, но ссылка на архивный источник данного факта отсутствует, поэтому его нельзя считать достоверным.