Уступок не будет: Индия жестко ответит Западу на требования отказаться от нефти из России
Санкции против Индии за поставки в Европу переработанного из российской нефти топлива малоперспективны. Брюссель не пойдет на введение ограничений против Нью-Дели, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» политолог Владимир Брутер.
Боррелю не нравится индийский бензин
Еврокомиссар по иностранным делам Жозеп Боррель заявил в интервью изданию Financial Times, что ЕС должен принять меры против Индии, которая перерабатывает российскую нефть для перепродажи получившихся нефтепродуктов на европейский рынок.
Однако такая практика не противоречит санкционным законам ЕС.
«Экспорт в ЕС индийских нефтепродуктов, созданных из российской нефти, соответствует санкциям. Ограничений против продуктов переработки Брюссель не вводил, более того, европейцы утверждали, что если в грузе менее 50% российской нефти, то он не подпадает под запрет», — напоминает политолог Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер.
Европейцы не могут просто взять и отказаться от индийских нефтепродуктов. Эмбарго на российские поставки, которое было введено с 5 февраля 2023 года, привело к тому, что в ЕС сложился дефицит мазута и дизеля. Если Брюссель заблокирует экспорт из Индии, то на континенте сразу возникнет топливный кризис.
Существует и правовой момент — как европейцы докажут, что поставляемые из Индии нефтепродукты изготавливаются из российской нефти? «Молекулы свободы» существуют только в фантазиях американского минэнерго, в реальности переработанное топливо различается между собой лишь качеством переработки.
«Никто не знает, сколько в индийских нефтепродуктах российской нефти, поэтому Боррель пытается надавить на Индию, чтобы она не покупала в России так много сырья. Видимо, политик так реагирует на последние экспортные цифры», — констатирует Брутер.
В понедельник вышли новые данные по поставкам нефти из России на индийский рынок.
Российский экспорт в марте по сравнению с февралем вырос на 23% и составил 7,81 млн тонн сырья из общего объема в 24,152 млн тонн. Индия за год увеличила импорт на 6,3%, а доля РФ теперь составляет 32% от общих индийских закупок.
Санкции против Индии малоперспективны
Единственным способом, с помощью которого Запад может помешать поставкам из РФ в Индию, являются шантаж и угрозы. В прошлом десятилетии такая политика имела успех у США с иранской нефтью, но в случае с Москвой индийцы вряд ли пойдут на попятную.
«Санкции против Индии европейцы не введут, но продолжат пугать Нью-Дели. Почему? Так ЕС сегодня занимается подобным давлением в отношении всех стран мира. Индийское правительство заявит в ответ, что ничего не нарушает, а если Брюссель введет санкции против Нью-Дели, индийцы ответят тем же», — резюмирует Брутер.
Борьба с индийским экспортом нефтепродуктов противоречит интересам Евросоюза, зато соответствует тем антироссийским положениям, которые продавливают США.
«Боррель и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в своей риторике и действиях ориентируются на Вашингтон, а вот глава Евросовета Шарль Мишель — уже на европейцев, но его голос в Брюсселе мало что значит», — заключает Брутер.
Глава евродипломатии лоббирует в Брюсселе вредные для ЕС антироссийские тезисы Белого дома и Госдепа США, но в случае с Индией это не приведет к решениям.
«Угрозы санкций являются стандартной западной политикой. Замминистра иностранных дел РФ Михаил Галузин сегодня заявил, что Москва не может исключать того, что среднеазиатские государства введут против России ограничения, потому что на них давит коллективный Запад», — констатирует Брутер.
Однако практика показывает: если кто-то противодействует этому, Запад сразу отступает. Российская нефть нужна Индии, поэтому данная страна не будет слушать угрозы Борреля.
«Если западные страны посылать в известном направлении, то они посылаются, а если говорить, что “мы боимся санкций”, то давление только усилится», — резюмирует Брутер.
Западное регулирование импорта нефти станет слишком серьезным вмешательством во внутренние дела Индии, чтобы Нью-Дели мог на это согласиться.