Гид из Крыма Николай Русин - о нелепых вопросах туристов, спасении от урагана и малоизвестных местах
Ко Дню гида мы поговорили с аттестованным экскурсоводом, краеведом, коллекционером старых фотографий и телеведущим Николаем Русиным. Он рассказал, как изменилась профессия, в какие курьёзные ситуации попадал во время экскурсий и какие малоизвестные места стоит увидеть каждому путешественнику.
ЮМОР В ПОМОЩЬ
– В чём ваша «фишка» как гида? Чем ваши экскурсии отличаются от других в Крыму?
– Моя задача – выстроить неформальное общение. Я никогда не читаю заученный текст. В первые минуты смотрю на группу: кто эти люди, насколько им интересна глубина истории, кто пришёл «за компанию». И уже от этого отталкиваюсь. Стараюсь объяснять сложные вещи простым языком, уходить от канцеляризмов и сухого официоза, добавлять к истории человеческие детали.
Юмор тоже помогает – у меня есть небольшое кавээновское прошлое. Хорошая, уместная шутка всегда расслабляет людей. Но важно не переходить грань панибратства: атмосфера должна быть непринуждённой, но уважительной.
Наверное, отличие ещё и в том, что я не боюсь экспериментировать. Подсматриваю интересные форматы «на материке», адаптирую под Крым. Это и велоэкскурсии, и интерактивы вроде игры «Правда или ложь», где участники сами угадывают, какие факты реальные. Мне нравится пробовать новое, запускать нестандартные маршруты – этим, думаю, мои экскурсии и отличаются.
– В своём блоге вы ещё написали: «Мои прогулки не похожи на классические – на них вы не услышите скучные или сухие факты». А как же подаёте тогда «скучные» моменты истории?
– Я просто не заваливаю людей цифрами, они всё равно их не запоминают. Главное – доступно донести смысл. Многое зависит от подачи: дикция, интонация, смена тембра голоса. Где-то добавить юмор, где-то серьёзность, где-то лёгкую иронию. Важно, чтобы речь не была монотонной и человек не терял нить рассказа.
И ещё принципиально – не повторяться. Даже если я веду одну и ту же экскурсию, стараюсь говорить разными словами. Тогда это не превращается в механическую «отработку», людям всегда интересно.
– Самый курьёзный случай, который произошёл на ваших экскурсиях?
– Очень часто путают Алушту и Алупку (улыбается. – Ред.). Был случай: люди приехали ко мне на экскурсию в Алушту, думая, что находятся в Алупке, и после прогулки собирались идти в Воронцовский дворец. Пришлось объяснять, что им предстоит довольно длинная дорога – в другой город.
– Случалось ли попадать в экстремальные ситуации во время работы?
– Довелось как-то вести группу в сорокаградусную жару к за?мку «Ласточкино гнездо» по ступенькам – удовольствие ниже среднего. Коллеги меня поймут: сорок человек в такую погоду – это испытание.
Был случай в сентябре прошлого года: вёл группу к Ливадийскому дворцу во время ураганного ветра и ливня. Автобус не захотел спускаться, пришлось идти. Ветки падали очень близко, людей сносило порывами ветра. Я серьёзно переживал за их безопасность. Когда мы добрались до касс, оставил группу под зонтом и пошёл договариваться об экскурсии. Зонт в этот момент вырвало ветром. Честно скажу, тогда у меня чуть сердечный приступ не случился.
– Какой самый странный или глупый вопрос задавали туристы?
– Рассказываю как-то, что Николай II, тогда ещё цесаревич, ждал в Алуште свою невесту и записал в дневнике: «Завтракали в доме генерала Голубева». И меня спрашивают: «А чем они завтракали?» Я отвечаю: «Не знаю». А мне: «Неужели вы не могли выяснить?»
Честно говоря, для меня это не самая важная историческая деталь…
Или идём по улице 15 Апреля, я только что рассказал, что в этот день в 1944 году Алушту освободили от немецко-румынских
войск, и меня спрашивают: «А почему улица так называется?» Такое тоже бывает.
Люди на отдыхе расслаблены, часто слушают невнимательно и переспрашивают одно и то же. Особенно организационные моменты: я подробно пишу время, место встречи, стоимость – и всё равно переспрашивают. Но это нормально: человек отдыхает, ему проще уточнить лично, чем перечитывать информацию.
– Есть ли у вас интересные, уникальные истории?
– У меня есть собственная коллекция фотографий и открыток, которых нет больше ни у кого. Я пополняю коллекцию разными способами. Что-то покупаю на специализированных интернет-аукционах, многое дарят алуштинцы и экскурсанты, за что им большое спасибо. Использую эти материалы как часть «портфеля экскурсовода»: показываю людям, например, старинные открытки начала прошлого века. Это позволяет людям буквально прикоснуться к истории и производит сильное впечатление.
Коллекция пока небольшая – около 250 экспонатов. Кроме фотографий и открыток, мне приносят и другие артефакты: дореволюционные кирпичи с клеймами, плитку, старые духи и одеколоны Алуштинского эфиромасличного завода. Коллекция постепенно растёт.
Я всегда стараюсь обновлять информацию своих экскурсий: работаю с архивами и первоисточниками, добавляю новые факты. Даже если маршрут провожу много лет, его необходимо дополнять, в этом специфика профессии. Моя цель – чтобы люди узнавали как можно больше.
– Расскажите о самых интересных экспонатах, побывавших в ваших руках.
– Один из них – открытка с фотографией дочери выдающегося химика Николая Бекетова. Она отправляла её купцу первой гильдии Николаю Стахееву. Мы с подписчиками выкупили эту открытку на аукционе и передали в музей Алексея Бекетова в Алуште.
Ещё один уникальный артефакт – дореволюционная открытка с изображением дачи «Голубка», где встречались цесаревич Николай Александрович и его будущая жена Алиса Гессен-Дармштадтская. На обороте – полноценное письмо, отправленное в Петербург владельцем дачи Александром Голубевым.
– Используете ли вы современные технологии в своих экскурсиях?
– VR – классная вещь, сейчас очень популярны такие экскурсии по всей России. В Крыму уже есть проекты с дополненной реальностью, но пока это достаточно дорого, поэтому я их не использую. А вот аудиогиды уже купил и буду внедрять с этого сезона. Это очень удобно, особенно в многолюдных местах, где плохо слышно. Даже небольшая группа, благодаря аудиогиду, лучше воспринимает информацию.
Из приложений пока ничего специального нет, но пытаюсь внедрить формат чата для экскурсантов, например, в мессенджерах. Туда можно отправлять фотографии, газетные вырезки, дополнительные материалы – всё, что есть в портфеле экскурсовода. Люди слушают экскурсию через аудиогид и одновременно смотрят материалы у себя в телефоне. И потом у них это остаётся на память.
НУЖНО ПРОЧУВСТВОВАТЬ
– Какие новые требования сегодня предъявляются к гиду?
– Сейчас гид-экскурсовод – человек, который не только ведёт экскурсию, но и полностью занимается организацией процесса. Это и входы на объекты, и трансфер, и поездки – всё на нём. То есть обязанности гида в целом стали гораздо шире. Важна грамотная, чистая, понятная речь, чтобы экскурсант понимал, о чём говорит гид. Доступная подача – это, пожалуй, главное. Внешний вид тоже имеет значение. Не зря говорят, что встречают по одёжке, а провожают по уму. Людям, которые приезжают к нам на полу-остров, приятно видеть аккуратного, опрятного экскурсовода, который ведёт себя достойно.
– Насколько сложно сегодня получить лицензию гида в Крыму?
– Абсолютно несложно. Вообще, овладеть любой профессией при желании вполне реально. На самом деле, хорошо, что начали аттестовывать экскурсоводов. Это помогает понимать, сколько в отрасли действительно квалифицированных специалистов, и отсекать непрофессионалов. К сожалению, у нас очень много нелегальных экскурсоводов – тех же таксистов, которые предлагают экскурсионные услуги низкого качества. Аттестация помогает очистить от них рынок.
Сложного в аттестации ничего нет: нужно получить базовое образование в экскурсионной сфере и сдать экзамены. Главное – знать историю Крыма, географию, ботанику, потому что без этих знаний идти в профессию смысла нет.
– Вы родились и выросли в Алуште. Какие малоизвестные, но любимые места города считаете обязательными к посещению? Есть ли новые локации, которые недавно открыли для туристов?
– Алушта – это город, который с первого взгляда не удивит бывалого туриста, искушённого Ялтой, Севастополем, Феодосией или Алупкой. Но я всегда говорю: Алушту нужно прочувствовать и рассмотреть детально. На первый взгляд кажется, что есть основные достопримечательности – и всё. Но если углубиться в историю, можно найти очень много интересного.
Обязателен стандартный набор: развалины крепости Алустон, с которой начиналась Алушта, и дача «Голубка», которая видела многих исторических личностей XX века – от императора Николая II до Уинстона Черчилля, Иосифа Сталина, Вячеслава Молотова. Это знаковое место. Обязательно стоит посетить храм Святого Феодора Стратилата – пусть он во многом восстановленный, но имеет необычную готическую форму. Таких православных храмов в Крыму осталось всего три.
Ну и место, которое я всегда показываю на экскурсиях, – это дом-дача, связанный с семьёй Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Он принадлежал его дедушке по материнской линии, и композитор в детстве часто туда приезжал. Интересно, что здание построено по проекту Николая Петровича Краснова – архитектора, который во многом сформировал архитектурный облик Южного берега Крыма.
Я показываю туристам и территорию бывшего имения купца Николая Дмитриевича Стахеева – человека, который фактически превратил Алушту в курорт. Для меня он ключевая фигура, красной нитью проходящая через экскурсию. И остатки его имения – обязательная точка маршрута.
В последнее время популярны экскурсии по окрестностям Алушты. Я вожу гостей по Староялтинской, или Воронцовской дороге – той, что использовалась до строительства современной трассы Симферополь – Ялта. Там сохранились старинные фонтаны, мосты, детали старой дороги. И людей это действительно очень привлекает.
– Какие места или маршруты в Крыму, по вашему мнению, недооценены туристами?
– Массандровский дворец. Он расположен удобно, но почему-то многие едут в Ливадийский или Воронцовский, а Массандровский остаётся в стороне. Хотя, на мой взгляд, с точки зрения архитектуры он уникален – этакий кусочек Франции в Крыму. Я много раз там бывал и замечал, что посетителей немного. Когда во время своих лекций я спрашиваю, кто был в Массандровском дворце, то хорошо, если процентов 60 крымчан поднимают руки. Казалось бы, очевидная достопримечательность, но её обходят стороной.
Сейчас турист стал искушённым, многие приезжают в Крым не первый раз и уже посмотрели основные объекты. Но всё равно Массандровский дворец – первое, что приходит мне в голову среди недооценённых мест.
Ещё один пример – Старый Крым. Он незаслуженно забыт экскурсионными фирмами. А ведь это место с колоссальным историческим потенциалом: старинные мечети, великолепный музей Грина, музей Константина Паустовского, армянский монастырь Сурб Хач, старое кладбище, где похоронены Грин и другие известные личности. У Старого Крыма есть всё для того, чтобы принимать множество туристов, но пока он остаётся в тени. На мой взгляд, это самое недооценённое экскурсионное направление, куда непременно стоит отправиться!
– Вы окончили географический факультет. Когда решили стать гидом?
– На геофаке как раз были предметы по экскурсионному делу. Я специализировался на рекреационном хозяйстве и туристско-экскурсионной деятельности, там дали хорошую теоретическую базу. Кстати, многие крутые экскурсоводы вышли именно из нашего факультета: преподаватели-теоретики там действительно сильные.
Но экскурсоводом я стал не сразу после окончания университета, это произошло гораздо позже. Тем не менее именно университетская база помогла мне потом пройти аттестацию и сертификацию.
– А какое образование нужно, чтобы работать гидом? Откуда вообще приходят люди в эту профессию?
– Конечно, историкам, географам, биологам проще: у них уже есть база, они разбираются в терминах. У меня в окружении больше всего как раз историков и географов. Но главное – это желание изучать свой край, его историю, географию, природу. Не так важно, какую профессию человек получил изначально. Важно хотеть развиваться и узнавать новое!
КСТАТИ
В Крыму прошли аттестацию и получили нагрудные бейджи 637 гидов, в том числе 20 гидов-переводчиков. Так наш регион оказался на третьем месте в России после Москвы и Санкт-Петербурга по количеству аттестованных экскурсоводов.
Диана МАСЛОВА.