Погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД: итоги 2025 года
Как видно из табл. доля экспорта по итогам 2025 г. находится на уровне 38,8 %, что ниже, чем в 2024 г. на 0,6 п.п. и ниже, чем в 2023 г. на 1,1 п.п.
При этом погрузка нефти и нефтепродуктов во внутригосударственном сообщении (т.е. назначением по России) в 2025 г. снизилась на 4,0 % (или почти на 5,0 млн тонн), а погрузка на экспорт, по данным, которые приводит журнал «РЖД-Партнёр», снизилась на 6,6 % (или на 5,4 млн тонн).(см. табл.)
Здесь, необходимо напомнить, что в I квартале 2025 г. и во II-IV кварталах доминирующие причины снижения погрузки различались.
Например, в I квартале представители нефтяной отрасли активно комментировали в СМИ проблемы отгрузки нефтеналивных грузов, связанных с отклонением ОАО «РЖД» заявок грузоотправителей. В частности, об этом активно говорили в СМИ и даже писали открытые письма в РЖД такие компании, как «РН-Транс», «Газпромнефть» и ряд других. (См. об этом, например, пост в моем телеграм-канале). Например, начальник управления наземного транспорта «Газпром нефти» Игорь Деревицкий направлял в ЦФТО письмо в котором, в частности, сообщал, что в феврале 2025 г. погрузка снизилась – цитирую - «из-за отказа ОАО РЖД в плановой перевозке нефтепродуктов Омского, Московского НПЗ и Ярославского НОС» В письме даётся и оценка величины отказов: «Отказы проявляются в виде массового (более 25% от заявленных объемов) отклонения заявок на перевозку грузов формы ГУ-12».
Таким образом, снижение погрузки нефти и нефтепродуктов в I квартале (и отчасти, во II квартале) было связано с политикой ОАО «РЖД» (хотя ряд опрошенных грузоотправителей и экспертов давали такое соотношение – 60-70% вклад РЖД, остальные 36-40% – вклад объективных факторов, не зависящих от РЖД. Подробнее о том, как выглядел «вклад» РЖД в эту проблему см. мой пост, где я приводил мнение грузоотправителей наливных грузов на эту проблему.
Однако, уже в III-IV кварталах, большую роль стали играть «внешние» по отношению к перевозчику факторы. И во втором полугодии многие эксперты уже оценивали «вину» РЖД и внешних факторов не как 70/30, а как 50/50.
Часть из этих факторов, впрочем, «начали влиять» не сегодня. Так, снижение погрузки нефти и нефтепродуктов на экспорт (главным образом, дизельного топлива, бензина и мазута) наблюдалось уже в 2023-2024 гг. и связано с тем, что Россия снизила нефтедобычу в связи с ужесточением квот ОПЕК+ в 2023 году. Ещё одним фактором является эмбарго ЕС на импорт из России нефтепродуктов и нефти морским транспортом (эмбарго на нефть вступило в силу в декабре 2022 г., а на нефтепродукты – в феврале 2023 г.): этот фактор был особенно важен для производителей дизельного топлива, у которых до 2022 г. три четверти экспорта приходилось на страны ЕС.
В 2025 году снижение погрузки усилилось (как это видно из рис.). К общеэкономическим причинам прошлых лет здесь добавились запреты экспорта бензина и дизельного топлива (с 1 сентября 2025 г.).
Кроме того, часть нефтяных компаний отмечали в течении года наличие проблем с доступом к инфраструктуре Восточного полигона в желаемом объеме. Этот фактор, впрочем, судя по всему, не так значителен, тем более что по итогам 2025 г. погрузка нефти и нефтепродуктов в направлении дорог Восточного полигона выросла на 1% по сравнению с 2024 г. То есть сильного роста на Восток по нефти и нефтепродуктам нет, но и какого-то сильного снижения по этому направлению тоже не наблюдается (доля нефти и нефтепродуктов погруженных в направлении дорог Восточного полигона изменилась на крохотную величину - на 0,1%; по итогам 2024 г. она составляла 10,4%, а по итогам 2025 года -10,5%). Наконец, ещё один важный фактор, негативно сказывающийся на объёмах погрузки, роль которого была особенно велика во второй половине 2025 г., это, как принято теперь это деликатно обозначать в отчётах и обзорах - внеплановые ремонты на российских НПЗ.
Впрочем, из графика долгосрочной динамики погрузки видно, что погрузка по ЖД наливных грузов росла с начала 2000х годов, достигнув пика в 2010-2015 гг., а начиная с 2016 г. мы наблюдаем постоянное снижение погрузки нефти и нефтепродуктов на железную дорогу.